В этой статье мы не будем рассказывать вам о фильме. В этой статье мы не станем рассказывать вам и о книге, зато мы поведаем вам о том, что такое «Догма 95».
«Догма 95» — это движение в искусстве, которое ломает все представления о том, каким должно быть кино. Все привычные характеристики фильма, которые мы можем наблюдать, удобно плюхнувшись в плюшевое кресло любого кинотеатра нашего времени: сочные цвета, высокое качество картинки, волнующее музыкальное сопровождение, присутствующее практически в каждой сцене фильма, равноценное количество диалогов и активных действий – все это перечеркивается жирным красным крестом в постулатах этой догмы.
Сказать спасибо за изобретение этой концепции стоит Ларсу фон Триеру, который пришел к выводу, что истинное удовольствие зрителю приносит вовсе не экшн на экране, вовсе не пресловутое сочетание хлеба и зрелищ, а исследование образа персонажей и те сюжетные повороты, в которые они попадают. Тем самым, кино переходит из разряда ублажительно-развлекательных искусств в подлинный отпечаток жизни, которая не всегда бывает яркой, в которой редко звучит музыка, сглаживающая трагические моменты, в которой невозможно подчас выглядеть так, будто вошел в кадр прямо с подиума. Главная суть догмы – показать жизнь таковой, каковой она является, и утвердить акцент на сущности человека, а не на его идеализированном образе. Гиперболам здесь нет места, есть только глазок, большой такой, размером с экран, который позволяет зрителю посмотреть на настоящую жизнь, очнуться от иллюзий, которым не дано сбыться, потому как за фантазией последует не реальность, а разочарование.
Почему это движение приобрело такое название? Все очень просто – «Догма 95» была создана в 1995 году. В следующие несколько лет она обросла своими основными последователями.
Как и в любом настоящем серьезном движении, здесь есть свой манифест, который был подписан Ларсом фон Триеров (куда же без него — без создателя) и подтвержден такими его фильмами, как, например, «Идиоты», «Рассекая волны» и «Королевство». Затем свою подпись поставили Томас Винтерберг с «Торжеством», Серен Краг-Якобсен с божественным фильмом «Последняя песнь Мифуне» и Кристиан Левринг – «Король жив».
А теперь, перейдем к основной сути и приведем вам список правил «Догмы 95», который в 1998 году был представлен в журнале «Искусство Кино»:
- Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
- Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
- Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
- Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
- Оптические эффекты и фильтры запрещены.
- Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
- Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
- Жанровое кино запрещено.
- Формат фильма должен быть 35 мм.
- Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.Правых и неправых в этом вопросе не будет, но нельзя отрицать тот факт, что фильмы, снятые под эгидой «Догмы 95», при всей своей оголенности, поистине выдающиеся и готовые принять в свои душевные и теплые объятия любого зрителя, вне зависимости от его жанровых предпочтений.
Возможно, кому-то покажется скучным иметь дело с таким кино. Кто-то найдет в нем массу недостатков и подумает, что жизнь итак не самый сладкий десерт, а потому хоть где-то должен быть сахар.