Время расцвета гейш наступило в 1860е годы. В это время они становятся не только обладательницами красивой профессии, но еще и вдохновением для поэтов, музыкантов и художников, которые начинают их воспевать в своих произведениях. В это время устанавливается и внегласный кодекс гейш, регламентирующий детали их костюма и поведения. Этот кодекс дошел до наших дней почти без изменений.
В 1866 году происходит реставрация Мэйдзи, перерождение системы государственного управления из сегунатского типа в тип императорского управления. Теперь Япония превращается в процветающую страну, для которой становится очень важным мнение остального мира. В связи с этим гейши получают эмансипацию: им прощают все долги, а контракт заключается не дольше, чем на 7 лет, если только обе стороны не пожелают его продлить по обоюдному согласию. Очень часто в обучение к гейшам отдавались девочки из бедных семей, куда многим из них уже было не суждено попасть, но теперь им всем разрешили вернуться обратно домой. Большинство гейш возвращаться не пожелали, и это неудивительно, ведь они познали другую жизнь, роскошную, сытную и интересную, и возвращаться в трущобы к тем, кто добровольно их продал, не горели желанием.
В 70е годы 19 века закон о гейшах немного подредактировали, вменив им в обязанность обучение в Женской мастерской, где их учили не только подходам к различным видам искусства, но и навыкам, полезным в будущем трудоустройстве, если возникнет надобность в смене профессии: шитью, бухучету и обращению с шелковичными червями и прочим вещам, которые, в случае чего, не дадут им пропасть в жизни. Причем, если гейшу приглашали на банкет, то она, конечно, покидала занятия, но должна была снова к ним вернуться, если банкет заканчивался раньше, чем наступал конец учебного дня. Через несколько лет государство отстало от гейш, оставив за ними лишь обязательные занятия танцами и музыкой, убрав все, что не относилось конкретно к их ремеслу.
Несмотря на то, что дело гейш продолжает оставаться главным символом Страны восходящего солнца, профессия эта претерпевает настоящий кризис: в городах чаще можно встретить актеров или туристов, решивших шутки ради примерить на себя образ гейши, но настоящую гейшу найти достаточно трудно. Ситуация ухудшается еще и за счет того, что в настоящее время почти не осталось людей, которые являются профессионалами в деле создания специальных причесок для гейш и традиционных нарядов, кимоно. Те, что есть – представители уходящего поколения. Ситуация стала еще и усложняться тем, что туристы, порой, забываются и путают профессию гейши с профессией ночной бабочки, позволяя себе грубые вольности в адрес девушек.
Основными центрами локализации гейш издавна являлись три города: Киото, Токио и Осака, но сейчас даже в Киото гейш осталось очень мало.
Профессия гейши – это действительно большое искусство. Гейша учится всю жизнь: с момента поступления на обучение этому искусству до конца своей карьеры. Курс обучения любой гейши включает в себя следующие дисциплины: каллиграфию, мастерство проведения чайной церемонии, игру на сямисэне (японской лютне), флейте и барабане, традиционный японский танец, искусство составления икебаны, а также живопись и поэзию. Кроме того, любая уважающая себя гейша, как в прошлом, так и сейчас, должна была быть в курсе последних мировых новостей, дабы всегда суметь поддержать интересную беседу.
Клиентами, а лучше сказать, гостями гейш, становятся не только местные жители и туристы, но также и высокопоставленные лица других стран.
В последние годы искусство гейши претерпевает упадок в среде японских девушек, но зато западные девушки, привлеченные к этой профессией романтизированными литературными и кинематографическими историями, все больше и больше стремятся в Японию не только для того, чтобы для себя обучиться этому искусству, но и для того, чтобы самим стать настоящими гейшами.
Гейши.Люди искусства.Часть первая
Гейши.Люди искусства.Часть вторая
Гейши.Люди искусства.Часть третья
Читайте также: Суровый Китай: про людей и женщин, Гетеры — женщины для души