Если вам в детстве не грозили тем, что вот-вот всыплют по первое число, то наверняка вы были очень прилежны и послушны. А если вы таковым не являлись, и вам все же удалось хоть раз в жизни услышать это выражение, то не поставило ли оно вас в тупик? Ну, со словом «всыпать» еще как-то можно смириться, а вот почему вдруг именно по первое число? Мы озаботились этим вопросом и усердно занялись поисками ответа на него. И нашли.
Раньше в школах и гимназиях порка считалась нормальной практикой. О педагогике и психологии тогда не слыхивали, и потому, применяли самые быстрые и доступные способы отрезвить хулиганистого или упорно не желающего грызть гранит науки ребенка – страх и боль. Учитель тогда был практически царь и бог и то, сколько силы он приложит к ударам, зависело только от него. Некоторые преподаватели настолько входили в раж, что могли слегка переусердствовать с побоями, доводя ребенка чуть ли не до потери сознания. Так вот в этом, казалось бы, весьма бесчеловечном и драматичном случае, крылась ложка меда. Если ученику действительно доставалось чрезвычайно сильно, то его освобождали от порок до первого числа грядущего месяца. Что бы ни произошло, например, второго февраля, избитый до полусмерти отрок мог быть спокоен за свою шкуру до первого марта. Конечно, дисциплину это не нарушало, потому что учитель мог записать в долг провинности бедняги и воздать ему за них по полной в начале следующего месяца. Но зато, один раз потерпел, зато потом за какую-нибудь мелочь не получишь. Уж мелочи-то могли простить.
Вот так родители и начали говорить, когда хотели пригрозить непослушному чаду, что всыплют ему по первое число, то есть, так, что до конца месяца хватит.