Во времена правления государя всея Руси — Ивана III Васильевича – во внутренней политике происходило так называемое «собирание земель» вокруг Москвы. После длительной эпохи раздробленности и периода слабости предшественники Ивана, московские князья, наконец, начали правильную политику, и Иван, не отличаясь от них, эту политику продолжил.
Большинство княжеств к тому моменту уже сами изъявляли желание присоединиться и отдать бразды правления московскому князю. Лучше даже сказать, что именно во время правления Ивана присоединение земель изменило свой общий облик. Как правило, оно перестало иметь характер захвата или частного хозяйственного соглашения. Но, конечно же, не все проходило гладко, иначе мы бы не завели сегодня разговор на эту тему.
Итак, нашу постоянную рубрику «Эпохальные сражения» продолжает Битва на реке Шелонь 1471 года. В то время как Московское княжество набирало силу и мощь, Новгородское княжество испытывало некоторые проблемы: город был охвачен частыми восстаниями горожан против знати. Новгородские бояре не могли подавить восстания, да и перспектива усиления Московского княжества им не особо улыбалась. Они решились на союз с Литовским княжеством. Таким образом, группа новгородских бояр под предводительством Марфы Борецкой надеялась на защиту от притязаний Московского князя.
Иван III, в свою очередь, пытался повлиять на Новгород дипломатическим путем, через представителей церкви. Митрополиты упрекали новгородцев в связи с католиками, но этот способ не возымел успеха. Он лишь усилил разногласия внутри самого города. В Москве действия новгородцев и вовсе расценивались, как измена православию. В итоге, в 1471 году Иван III решает организовать «крестовый поход» на Новгород. Такая религиозная окраска должна была сплотить сражающихся.
К бою готовились обе стороны, московиты собрали весьма большое войско, новгородские бояре принуждали вступить в войско всех, кого непопадя, даже тех, кто и оружия в руках не держал. Новгородцы с помощью Литвы хотели разгромить московское войско по частям. Новгород первым вступил в бой, ударив по еще не готовым войскам Московского княжества. План атаки был, в целом, не плохим, но плохо исполненным из-за разрозненности в войсках новгородцев. Плюс важную роль сыграла московская разведка, которая работала наилучшим образом: она моментально докладывала о всех планах и передвижениях новгородцев. Московская рать заняла позиции на левом берегу реки Шелонь, началась перестрелка между сражающимися сторонами. Новгородцы проявили нерешительность, и московские воины на них напали, плюс на помощь московитам пришли татары. Они, в свою очередь, ударили по новгородцам с тыла. Те не стали принимать участия в бою и решили отступить. Потери со стороны Новгорода были внушительными, битва была проиграна. Этот факт в значительной степени подорвал авторитет города и повлиял на его политику.