В рамках темы о безалкогольных сильногазированных напитках (мы уже рассказывали о Кока-Коле и Пепси) нельзя не упомянуть и о любимом напитке современных так называемых хипстеров – газировке Dr Pepper (см. также статью о кедах Converse: Обувь – для правильных, кеды – для бунтарей!). Не так давно напиток с мягким вишнёвым привкусом и нотками амаретто вернулся в Россию после долгого отсутствия: в 90-ых годах он был не особенно популярным, и его перестали массово продавать. Кстати, права на продажу Dr Pepper в России в это время принадлежали Coca-Cola, но сегодня напиток завозят в страну совершенно сторонние импортёры. Для Европейских стран напиток до сих пор производит The Coca-Cola Company. Так, например, «Азбуку вкуса» этим товаром обеспечивает компания «Мир минеральных вод», которая закупает напитки в Америке и Англии. В РФ напиток не производится.
В сегодняшней России Dr Pepper имеет негласный статус «элитного» напитка из-за того, что продаётся в очень небольшом количестве мест из-за сложностей с импортом. В частности, его можно найти в некоторых сетях магазинов, таких как «Азбука вкуса», «12 месяцев» и некоторых других. Цена на баночку напитка в среднем превышает цену на баночку «Coca-Cola» или Pepsi» аналогичного объема в два раза.
Историческая справка
История Dr Pepper начинается в далёком 1880 году – именно тогда он был изобретён. Пятью годами позднее напиток запатентовали, и это произошло на год раньше, чем с Кока-колой. Впервые в продажу Dr Pepper поступил в техасской аптеке «Старый уголок Моррисона». Владелец аптеки, Вейд Моррисон, специально нанял фармацевта для разработки различных лекарственных средств, основными покупателями которых были местные индейцы племени вако.
Чарльз Альдертон, а именно так звали нанятого фармацевта, не только делал пилюли от кашля, но и экспериментировал над смешиванием газировки и лекарственных трав для получения вкусного и полезного напитка. Вскоре рецепт будущего Dr Pepper пришёл ему в голову, и индейцы были первыми покупателями нового тонизирующего напитка.
Сироп вишни, лекарственные травы и газировка – это всё, что известно из оригинальных 23 ингредиентов, которые входили в состав напитка. Дневники Чарльза Альтертона с описанием рецепта бережно хранятся нынешними производителями напитка, и всё, что там написано, не разглашается.
Сегодня это – единственная компания по производству газировки, секрет рецепта продукта которой так и не раскрыт. Существует мнжество версий того, что же именно придает Dr Pepper’у его уникальный вкус: амаретто, миндаль, малина, карамель, имбирь, кола,вишня, чёрная солодка, гвоздика, морковь или что-нибудь ещё? Ну, в любом случае, все компоненты напитка безвредны (насколько это может быть в подобном напитке) для человеческого организма.
Название и легенды
Происхождение названия напитка окутано тайнами. Есть множество версий, самая популярная из которых гласит, что напиток был назван именно так в честь Доктора Пеппера, отца девушки, в которую в молодости был влюблён хозяин аптеки. Кажется, легенда вполне правдоподобна, если бы не одно «но»: почему бы тогда было не назвать напиток в честь самой девушки?..
В оригинальном написании названия Dr. Pepper присутствовала точка, которая позже была упразднена в связи с изменением шрифта.
Существует ещё одна тёмная история, связанная с Dr Pepper: есть версия, что альбом культовой группы Битлз под названием “Sgt. Pepper´s Lonely Heart´s Club Band” («Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера») своим названием отсылает слушателя к известному напитку. Есть даже сведения, согласно которых первоначально альбом должен был называться «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» из-за большой любви членом группы к вишнёвому напитку. Но в итоге, побоявшись обвинений в плагиате, группа изменила название альбома, сделав доктора сержантом и лишив нас возможности проводить какие-либо логические параллели между музыкой и газировкой.
Массовое производство
Уже в 1891 году Dr Pepper начинает производиться массово. Аптекарь Моррисон и его приятель-предприниматель Роберт Лазенби создают Dr Pepper Company. В этом предприятии создатель рецепта уже не участвует. Напиток становится популярным в округе, а в 1904 производит настоящий фурор на сент-луизской Мировой Торговой Ярмарке, где Лазенби представляет его широкой публике – примерно 20 миллионам посетителей. Экспозицию бутылок Dr Pepper дополняют традиционные символы американской культуры: гамбургеры и хот-доги. Так мир узнаёт о напитке.
Именно в это время компания начинает использовать слоган «Король напитков» и фирменный символ – портрет типичного американского врача в цилиндре и с моноклем.
Реклама, слоганы, маркетинг
Далее последовал активный ребрендинг на фоне активно публикуемых исследований, доказывавших, что человеку для нормальной мозговой деятельности необходим сахар. Одно из популярных исследований того времени (это примерно 1920-ые года) утверждало, что каждый человек долен употреблять дополнительную дозу сладкого каждое утро в 10, и каждый день в 2 и в 4 часа после полудня из-за того, что уровень сахара в крови в эти часы наиболее низкий.
В связи с этим началась разработка активной рекламной компании сладкого напитка. Был запущен конкурс на лучший рекламный слоган, в котором выиграла фраза «Drink a Bite to Eat at 10, 2, and 4 o’clock» («Выпей вместо перекуса в 10, 2 и 4 часа»). На крышке бутылки с Dr Pepper’ом появился циферблат, на котором былиобозначены только 10 утра и 2 и 4 часа дня.
В 1950-ые годы слоган компании сменился на «»The friendly Pepper-Upper» («Бодрящий напиток, поднимающий настроение»).
В 1970-ых годах появился слоган, гласивший, что Dr Pepper – самый недооцененный напиток во всём мире». Чуть позже они стали позиционировать себя как «самый оригинальный напиток на свете» (The Most Original Soft Drink Ever»).
На российском рынке «Доктор Пеппер» появился в начале 90-ых. Он поставлялся достаточно небольшими партиями и вскоре вообще исчез из продажи, но дело было сделано: напиток сформировал свою аудиторию и приобрёл устойчивый круг фанатов.
Позднее, в 1997-8 годах, во всём мире (и в России) появились слоганы «Будь Пеппером!», «То, что доктор прописал» и другие.
В одной из реклам напитка Dr Pepper принимал участие известный репер и продюсер Dr. Dre. В этой рекламе он произносит фразу «Drink It Slow, Dr’s Orders» (пейте медленно – так рекомендует доктор).
В новом веке
С начала нулевых годов Dr Pepper Company активно расширяет вкусовой ассортимент производимых напитков. До 2008 года в продаже появляется диетический Dr Pepper, Dr Pepper с ванильным вкусом и со вкусом крема-брюле, а так же вкус «вишня и шоколад».
В 2010 году у Dr Pepper был юбилей: они отмечали 125-летие самого старого безалкогольного напитка в мире (мы не будем придираться к словам и говорить о какой-нибудь там воде).
На сегодняшний день Dr Pepper Company входит в топ-10 лидеров рынка безалкогольных напитков (наряду с Coca-Cola и Pepsi). Линейка вкусов расширилась ещё сильнее: в США можно найти даже Dr Pepper на фруктозе. Существует «Доктор Пеппер» без кофеина, диетический Dr Pepper с кофеином и без него, Dr Pepper со вкусом вишни и ванили, диетический Dr Pepper со вкусом вишни и Dr Pepper 10 калорий, нацеленный на потребителей мужского пола.
Dr Pepper в искусстве
Несмотря на то, что Dr Pepper – не самый востребованный на рынке газировки продукт (спасибо лидерам сегмента – Coca-Cola и Pepsi), он очень популярен в массовой культуре. Он фигурирует в оскароносном «Форресте Гампе», где главный герой обожал этот напиток. Упоминания о «Докторе Пеппере» можно увидеть в чрезвычайно популярных сериалах, таких как «Теория большого взрыва», «Клиника», «Беверли Хиллз 90210», в мультсериале «Южный парк».
В сериале «Американская история ужасов», в сезоне про Цирк уродов, хозяйка цирка выкупает карлицу Ма Петит у индуса за три коробки Dr Pepper. В любимом фильме детей 90-ых «Няньки» Dr Pepper тоже часто фигурирует, причём там он в том числе используется в небанальном для себя виде – в качестве соуса. В фильме «Люди Икс-2» Росомаха пьёт газировку Dr Pepper, добытую из школьного автомата. В фильме «Живая сталь» Макс очень любит «Доктор Пеппер».
В реальности популярной компьютерной игры Far Cry в коридорах исследовательского центра наёмников стоят автоматы с этим напитком.
Dr Pepper засветился даже в аниме: так, в т.н. японском визуальном романе «Steins;Gate» главный герой Ринтару Окабэ пьёт исключительно Dr Pepper.
Любопытные факты
- В Нидерландах Dr Pepper по непонятным причинам называется «Dr Foots».
- Существует алкогольный шот под названием Dr Pepper, однако никакого отношения к нашей газировке он не имеет: разве что похож по вкусу. В рюмку наливается один к одному амаретто и ром. После чего он поджигается, и через некоторое время добавляется в стакан со светлым пивом.
- Газировка Dr Pepper является основой для соуса для барбекю, который успешно продается в США.
- В тот самый момент, когда исследования влияния уровня сахара на жизнедеятельность организма привели Dr Pepper к небывалой популярности, напиток был включен в сухой паёк солдат. Происходило это во время Второй Мировой Войны, когда солдаты могли получить сахар только по карточкам. Dr Pepper позиционировался как энергетический и бодрящий напиток.
Ещё интересные статьи про другие культовые бренды: История DreamWorks Animation, Реализаторы грёз: история компании «20 Сentury Fox».