Какая девочка не играла в куклу Барби в детстве? Эта игрушка, распространенная по всему миру, в течение десятилетий завоевывает сердца маленьких девочек. Барби – самая популярная кукла в мире; всё новые и новые поколения девочек мечтают о ней и просят у родителей заветную куклу в яркой упаковке. Барби – настоящий идеал красоты, на который хотят равняться её маленькие покупательницы. Впрочем, популярна Барби не только у детей – в мире насчитывается немало вполне себе взрослых коллекционеров, которые гоняются за редкими экземплярами куклы; а иной раз можно встретить Барби стоимостью в целое состояние.
В русском языке имя Барби – имя нарицательное; так обычно иронично называют удивительно красивых, но, как правило, недалёких девушек.
В общем, Барби – уникальное по своей популярности явление. И сегодня мы хотели бы рассказать о том, откуда же она появилась.
Бренд Barbie на сегодняшний день принадлежит компании Mattel, одному из самых крупных производителей игрушек во всем мире. Они представлены в 150 странах мира и выпускают тематические игрушки по Гарри Поттеру, Бэтмену, Супермену и другим персонажам Warner Brothers, а так же популярные сегодня серии кукол «Monster High», «Max Steel» и другие.
С чего всё начиналось?
Первая кукла Барби была выпущена 57 лет назад, в 1959 году, в США. Ей создательницей была американская предпринимательница Рут Хендлер. В продвижении новинки ей помогал её муж, Элиот. Вдвоем они придумали полное имя кукле, которую все знают, как Барби – на самом деле, её зовут Барбара Миллисент Робертс – первое имя было дано кукле в честь дочери Рут и Элиота. Более того, у неё есть даже вымышленная биография, но об этом позднее.
По словам Рут, идея создать подобную куклу ей пришла, когда она наблюдала за играми своей дочери и её подруг. В то время куклы в основном представляли собой младенцев-пупсов, которых, по идее, нужно было обычно просто нянчить. Но девочкам это было неинтересно: они вырезали из бумаги «взрослых» кукол и играли с ними, оставляя «пупсов» без внимания. Впрочем, таких бумажных кукол, я думаю, вы все себе хорошо представляете: это те самые куклы, которые можно было «одевать» в различные вырезанные наряды.
Рут поняла, что малышкам не хватает куклы, с помощью которой они могли бы моделировать ситуации из взрослой жизни и, таким образом, готовить себя к ней.
Нужно отметить, что в то время компания Mattel уже существовала и производила рамки для фотографий и музыкальные игрушки. Компанию возглавлял муж Рут, который поначалу достаточно скептически отнесся к идее создания новой куклы.
Предшественницей будущей самой популярной куклы в мире была пластмассовая Лилли (выпущенная в 1955), прототипом которой была героиня комиксов из немецкой газеты «Die Bild Zeitung». Тут она изображалась в стиле пинап, а сюжеты комикса зачастую строились вокруг её взаимоотношений с разными молодыми людьми, которых было до неприличия много.
Впрочем, эта история осталась за Лилли, образ которой был существенно переработан, прежде чем она стала Барби. Кстати говоря, позднее Mattel выкупило права на Лилли – так производство этой куклы навсегда кануло в Лету.
Легенда Барбары
По легенде, придуманной создателями куклы, Барбара родилась в штате Висконсин в семье Джорджа и Маргарет Робертс. Позже место рождения Барби изменили на Нью-Йорк – этому поспособствовал выпуск урбанистической серии кукол.
Вскоре она знакомится со своим молодым человеком, Кеном Карсоном (их производят в паре уже более сорока лет). В 2004 году компания-производитель объявила о расставании Барби и Кена, но через два года отношения возобновились. Барби и Кен не женаты.
История успеха
В 1959 Mattel презентовало новую куклу, которая впервые была показана на Международной ярмарке игрушек в Америке. Изначально Барби была представлена в двух вариантах – светловолосая и темноволосая. Они обе носили конский хвост, продавались в монохромных купальниках и белых босоножках на каблуке и стоили по три доллара. Сначала Барби не пользовалась большой популярностью: родители относились к кукле с откровенными взрослыми формами и ярким макияжем скептически; но совсем скоро Барби снискала небывалую славу.
Изначально Барби позиционировалась как подросток (Teenage Fashion Model), но, как мы уже знаем, на подростка она мало походила. В начале 60-ых кукла подвергалась многочисленным изменениям для того, чтобы быть более похожей на подростка. В 1961 году у Барби появился молодой человек – Кен, в 1963 – «лучшая подруга» Мидж, а в 1964 – младшая сестра Скипер. Дизайн бесчисленных нарядов и аксессуаров для кукол разрабатывала Шарлотта Джонсон, известный американский модельер.
Для Барби постоянно придумывались новые друзья и родственники. В 1967 году в производство вышла первая кукла-афроамериканка, «двоюродная сестра» Барби, Френси. В 1969 году чернокожая кукла уже вышла как самостоятельная не лимитированная модель, и звали её Кристи.
Множество кукол представляло собой кукольное изображение известных на тот момент людей: так, подругой Барби стала Твигги, сделанная по образу и подобию известной британской супермодели; ещё одна из персонажей мира Барби изображала главную героиню телесериала «Джулия». К 2002 году у Барби уже было целых шесть братьев и сестер и более 30 подружек, большая часть которых имела собственных друзей и молодых людей.
С 1960 года Барби выходит в сериях «профессии»: сначала она и её друзья становятся художником-модельером, затем – певицей, позже – балериной и медицинской сестрой, няней, учительницей, стюардессой, пожарным.
В 1965, в связи с началом освоения космоса человеком, Барби стала космонавтом – это, кстати, произошло за двадцать лет до того, как в космос отправилась первая американская женщина. А в 1991 году кукла стала кандидатом в президенты. Также был выпущен ряд Барби для разных стран в этнических костюмах и с различными расовыми особенностями.
Кроме самих кукол Mattel производила и производит одежду и аксессуары для них (кукольные дома, питомцы и все прочее). В 2001 году Барби стала героиней полнометражного фильма («Барби и Щелкунчик»), который на сегодняшний день имеет множество сиквелов и приквелов. К тому же, в ряде стран, включая Россию, издаётся или издавался журнал для девочек от 3 до 14 лет, посвященный Барби.
С 1980 Mattel начинает выпускать коллекционные серии Barbie. Эти куклы как раз-таки делаются не для детей: из наряды придумывают самые знаменитые дизайнеры, а сами куклы часто изготавливаются по индивидуальным оригинальным шаблонам. Так, для Барби шили модные дома Ива Сен-Лорана, Жана-Поля Готье и Пьера Кардена. Цена таких Барби порой доходят до немыслимых высот.
Так, кукла Барби от Stefano Canturi стоит 302,5 тысячи долларов: австралийский дизайнер Стефано Контури одел её в великолепное чёрное платье и повесил на шею колье, в центре которого красуется уникальный розовый бриллиант; на правой руке куклы красуется кольцо, также снабженное бриллиантом. Эта Барби была продана на легендарном нью-йоркском аукционе Christie’s, а деньги от её продажи ушли в Фонд исследований рака груди.
Barbie сегодня
Долгие десятилетия Барби была самой популярной куклой в мире (считается, что продавалось около трёх кукол в секунду), но за последние несколько лет продажи Барби сильно снизились. Это связано с тем, что на рынок было выброшено множество новых кукол, которые завоевали популярность. Так, в 2001 году появилась Bratz – куклы, изображающие девочек-подростков с непомерно большими головами. Кстати говоря, именно с Bratz компания Mattel вела затяжную судебную борьбу: в 2006 году последние подали в суд на первых за то, что те якобы украли их идею. Куклы Bratz были сняты с производства, но в 2011 году решение было пересмотрено, и уже Mattel пришлось выплатить штраф в размере 88 миллионов долларов за распространение ложных обвинений.
В 2015 году стартаперы ToyTalk, разрабатывающие так называемые «умные игрушки», создали куклу Барби (под названием Hello Barbie), в которую встроена камера, микрофон, динамик и wi-fi модуль для передачи информации. С помощью своего оснащения Барби может разговаривать с ребёнком, записывать его голос и через облачные технологии улучшать алгоритмы диалога. Впрочем, многие родители опасаются, что такая игрушка сможет стать лёгкой мишенью для хакеров, и сможет научить их детей чему-то плохому. Впрочем, эти страхи небезосновательны: с самого начала продаж серверы компании не раз подвергались масштабным хакерским атакам.
Компания Mattel пережила смену руководства и долгое время находилась в кризисе. Только позже, обратившись к производству видеоигр, она из этого кризиса вышла. Но всё равно чаще всего её деятельность связывают с производством легендарной куклы Барби.
Критика
Нередко кукла подвергается критике за свои чересчур худые формы: девочки, стремясь походить на свой идеал, заболевают анорексией и булимией. Существует даже такое понятие, как «синдром Барби», который проявляется в навязчивом желании следовать идеалам красоты, которые навязывают СМИ. Мы уже писали о Валерии Лукьяновой, которая сделала всё возможное, чтобы походить на любимый с детства идеал.
Также Барби обвиняют в навязывании девочкам устаревших стереотипов о женском поведении. Так, например, выпущенная в 1992 году серия говорящих Барби произносила помимо прочего слова «Математика – это трудно», что справедливо возмутило родителей: кукла явно подстёгивала девочек к пренебрежительному отношению к учёбе.
Во многих мусульманских странах Барби запрещена из-за излишней откровенности. Однако во многих из этих стран существуют аналоги Барби: Фулла, Разанна и Джамиля, которые носят хиджабы и отличаются более скормными формами. Фулла и Разанна не имеют бойфрендов, у Джамили же есть жених, Джамиль, за которого она впоследствии выходит замуж.
Вас могут заинтересовать истории и других культовых брендов: История бренда Converse, Coca-Cola, Pepsi, Dr Pepper, История DreamWorks Animation, Реализаторы грёз: история компании «20 Сentury Fox»