Однажды ученик попросил учителя научить его какой-нибудь мудрости, которая приоткрывала бы для него смысл бытия.
— Хорошо, — сказал учитель. – Я научу тебя кое-чему. Только на это потребуется три года твоей жизни: готов ли ты к этому?
— Да, учитель! – с горячностью ответил ученик. – Чтобы постичь мудрость, не жалко трёх лет.
— Тогда посмотри туда, — указал направление учитель. – Видишь этот ручей? По нему течёт маленькая струйка воды, хотя раньше он был полноводным. Подземный ключ почти истощен, и ручей вот-вот пересохнет. Ты же каждый день должен ходить в горы и, найдя там по два камня величиной примерно с ладонь, укладывать их в русло ручейка.
Юноша старательно следовал указаниям учителя. Каждый день он приносил ровно по два камня и укладывал их в русло ручейка. Постепенно он начал замечать, что скудная струйка из подземного источника перестала «перепрыгивать» через его самодельную плотину. Она постепенно дополнялась дождевыми и талыми водами и медленно образовала в земле углубление, значительно более широкое, чем русло бывшего ручья.
Через три года кропотливого труда на месте пересохшего русла образовалось дивное озеро, прозрачное, словно слеза. К озеру начали прилетать птицы, в нём завелись рыбы. Местные жители ходили и любовались на него, удивляясь тому, как неожиданно оно образовалось.
Молодой человек, наблюдая всё это, расцветал душой. После трёх лет, когда плотина была закончена, он отправился к своему учителю.
— Я понял, — сказал он.
— Что ты понял? – спросил его учитель.
— Я понял, что для того, чтобы создать великое, нужно создавать его по маленьким частям.