Ведь каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один — жестокостью, другой —
Отравою похвал,
Коварным поцелуем — трус,
А смелый — наповал.
Один убил на склоне лет,
В расцвете сил — другой.
Кто властью золота душил,
Кто похотью слепой,
А милосердный пожалел:
Сразил своей рукой.
Кто слишком преданно любил,
Кто быстро разлюбил,
Кто покупал, кто продавал,
Кто лгал, кто слезы лил,
Но ведь не каждый принял смерть
За то, что он убил……
Баллада Редингской тюрьмы была написана Оскаром Уайльдом в 1897 году. Поэма вышла после отбытия тюремного наказания длинною в два года (с 1895 по 1897 гг). Родина, до сих пор дарившая Уайльду славу, известность и безграничную любовью публики, в одночасье забрала свои дары назад, обвинив в безнравственности и поместив лощеного интеллектуала в каторжную тюрьму в Рединге (Великобритания).
Виной всему стали отношения Оскара Уайльда с Альфредом Дугласом, которые были преданы огласке с легкой руки отца последнего. В суде Уайльд защищал себя сам, пытаясь безрезультатно взывать к сердцам и разуму присяжных. Вердикт был вынесен не в пользу поэта. Хоть и повезло ему, на мой взгляд, больше чем Алану Тьюрингу (к его персоне мы еще вернемся), богиня правосудия ограничилась заточением, а не лечением, но прожил после него сэр Оскар Уайльд всего лишь до 1900 г (т.е. еще три года с момента освобождения). Очевидно, что тюрьма фатально подкосила его эмоциональное и физическое состояние.
В 1997 вышла биографическая драма о писателе и поэте Оскаре Уайльде, экранизация книги Ричарда Эллманна «Оскар Уайльд».
Оглядываясь на этот горький опыт, вне зависимости от личных отношений к «безнравственности» подобного рода, волей-неволей задумываешься, сколько потрясающих произведений могло бы выйти из-под пера мастера, если бы только ничего не случилось.
Как было сказано выше, заточение было лучшим выходом, чем те методы лечения, которые применялись к гомосексуалистам на рубеже XIX-XX вв. В наше время «гей-парадов», глобальной толерантности (которая, как мне кажется, иногда выходит за рамки простой терпимости) не верится, что людей с нетрадиционной ориентацией запирали в клиники для душевно больных вплоть до начала 70-х годов XX века, а еще полвека назад применяли, как основной метод лечения, кастрацию. И только в 1973 году правление Американской психиатрической ассоциации проголосовало за исключение гомосексуальности как недифференциированного диагноза из второй версии списка психических расстройств Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (правда, с некоторой поправкой).
История гомосексуализма насчитывает не одно тысячелетие, к примеру, во времена Римской Империи любовь двух мужчин была абсолютно типичным явлением для общества. В греческой мифологии «существовали» даже боги-покровители однополой любви (Афродита Урания «небесная») .
Можно бесконечно дискутировать на тему роли самой природы человека в этом вопросе. В настоящей статье я не хочу, да и не имею возможности и права, поднимать вопросы морали или причин возникновения подобных «девиаций», я предлагаю поговорить о изощренных методах, при помощи которых молодая психиатрия пыталась бороться с диагнозом «уранизм — гомосексуализм» в XIX – начале XX века.
В XIX веке термина «гомосексуализм» не существовало, к людям с влечением к собственному полу применялся термин «уранизм» для мужчин и «сапфизм» для женщин. Эти термины употреблялись для обозначения мужчины с женской психикой и женщины с мужской, что являлось, по мнению психиатров, первичной причиной (помимо мастурбации в детстве) превратного полового влечения.
Для начала приведу некоторые выдержки из книги «Половая психопатия» Рихарда фон Крафт-Эбинга (1840—1902). Этот автор упоминался мною в предыдущих статьях ввиду его неоспоримого вклада в изучение сексуальной психопатологии, а также ценности примеров его реальных пациентов, живших в конце XIX века, описанных в книге.
«Половые ощущения по отношению к другому полу могут укрепляться силой воли, самовоспитанием, нравственным и гипнотическим лечением, улучшением общего состояния организма, устранением неврозов (неврастении), главным же образом воздержанием от мастурбации.
Пациенту предложено: лечение неврастении, энергичное противодействие всем превратным половым побуждениям, пребывание в женском обществе, сношение с презервативом, затем возможно скорое вступление в брак, к которому пациента побуждало и его жизненное положение.
Я посоветовал пациенту всеми силами бороться против своего болезненного влечения, по возможности поддерживать супружеские сношения, совершенно отказаться от алкоголя и мастурбации (так как они повышают половое извращение и уменьшают влечение к женщине) и предпринять лечение неврастении. В случае, если болезнь окажется неизлечимой и положение больного будет невыносимо, ему придется примириться со своим извращением, ограничиваясь лишь поцелуями и объятиями мужчин.»
Самовоспитание, сила воли и общее укрепление организма − очень похоже на лозунг ГТО во времена Советского Союза. Невообразимые усилия над собой, вплоть до эмоционального насилия, − методология, якобы позволяющая вылечить человека от самого себя. Примирение со своей «извращенностью», подавление собственных желаний, которые не несут в себе вреда, отчаянная попытка прожить не свою жизнь, угнетая себя за то, что ты не такой, как все, ты больной – крест как на психологическом благополучии, так и на физическом.
Приведенные выше рекомендации, пожалуй, одни из самых безобидных среди тех, которые могли дать специалисты в далеком 1897 году. Другой вопрос, что неспециалистов было гораздо больше и их методики «лечения» скорее походили одновременно на молот ведьм и костер инквизиции, чем на желание разобраться в сути вопроса и помочь человеку.
Хирургические методы лечения
В XIX веке, удаление половых желез (кастрация) – один из самых распространенных методов борьбы с гомосексуализмом. Люди были загнаны настолько, что зачастую шли добровольно на гильотину. Врачебный мир был убежден, что искромсав тело, появляется вероятность исцеления, но вектор влечения оставался неизменным, безвозвратно терялась только репродуктивная способность. Данная операция, помимо способности к деторождению, могла разрушить эндокринную систему, а также повлиять на другие жизненно важные функции организма. Последние случаи кастрации по причине гомосексуализма относятся к концу первой половины XX века.
Параллельно с психиатрией развивалась и психохирургия (нейрохирургия). Лоботомия, с момента ее появления в 1935 году, «лечила» подавляющее большинство психических расстройств, апробация метода проводилась и на гомосексуалистах. Позже популярность процедуры снизилась ввиду ее неэффективности (превращение человека в овощ – сомнительное решение проблемы).
«В 1956 году американские медики провели лобную лейкотомию (лоботомию) на женщине с проявлениями гомосексуализма, всего затем в мире было сделано 75 аналогичных операций. Проявился и тяжёлый побочный эффект — раскоординация психических и физических функций. Метод был признан сложным и опасным тяжёлыми осложнениями и в дальнейшем не использовался».
От скальпеля до электрического тока
Электрошок в 40 -х годах XX века использовали для тех же целей, что и лоботомию. Пациенту показывали будоражущие воображение картины, как только подопытный начинал испытывать сексуальное возбуждение, получал разряд тока. Метод был вскоре также признан неэффективным.
Методом проб и ошибок, искалечив не одну душу и не одно тело, научный мир пришел к выводу, что радикальные методы физического воздействия на человека не влияют на сексуальную ориентацию, а скорее дают тяжелые осложнения, в некоторых случаях до летального исхода.
Медикаментозный метод
Закончив хирургические опыты над пациентами, на помощь врачам пришла фармакология. Наиболее часто используемый медикаментозный метод – гормонотерапия. На лечение гомосексуальности гормонами психиатрия переключилась к середине ХХ века.
С точки зрения современной психиатрии влечение – понятие, изначально базирующееся на чистом инстинкте человека. «Влечение − инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но ещё не связанное с выдвижением сознательных целей». Другими словами, влечение, как природное для человека явление, не контролируется сознанием. Подавлять в себе возможно потуги к действию, но никак не мысли и желания.
Психиатрия 50-х годов XX века окончательно, хоть и ошибочно, убедилась, что влечение (в том числе и гомосексуальное) как инстинкт контролируется сознанием, поэтому даже при наличии предрасположенности гомосексуальное поведение может не развиться.
Для блокировки дальнейшего развития недуга организму необходима помощь извне. И этими помощниками стали гормоны, те самые биологически активные вещества, которые, по мнению врачей, делают женщину женщиной, а мужчины мужчиной. В последствие выяснилось, что искусственное введение гормонов стимулирует/подавляет не только психическую направленность, но и всю половую сферу.
Ряд отечественных и зарубежных ученых к 70-м годам высказывались против применения гормонотерапии, действующей на организм негативно и приводящей к необратимым последствиям, без достижения ожидаемого эффекта.
Ярким примером подобных экспериментов является история талантливого английского математика, оказавшего сильное влияние на развитие информатики в XX веке, Алана Тьюринга.
Алан Тьюринг
До 1952 года Алан Тьюринг − член Лондонского королевского общества, востребованный математик, криптограф, занимавшийся расшифровкой кодов во времена Второй мировой войны в пользу британской разведки. После кратковременного романа с Арнольдом Мюрреем жизнь ученого резко изменилась.
Встретившись до того лишь несколько раз, Тьюринг пригласил молодого человека к себе домой. Они провели вместе ночь, несколькими неделями спустя Мюррей вместе с подельником ограбил квартиру Тьюринга.
Тьюринг подал заявление об ограблении в полицию, в процессе расследования признался в сексуальной связи с обвиняемым. Гомосексуальные отношения между мужчинами в то время были вне закона и жестко преследовались. Тьюрингу вместе с его любовником-грабителем было предъявлено обвинение в непристойном поведении. Ученому предоставили выбор между заключением в тюрьму (со времен Оскара Уайльда не многое изменилось) или медикаментозной терапией, призванной подавить сексуальное желание. Тьюринг выбрал гормонотерапию в виде инъекций стильбэстрола, надеясь, что подобная «терапия» оставит ему возможность заниматься своими проектами. Интенсивное лечение продолжалось почти год, его последствиями стали импотенция и гинекомастия.
Обвинение лишило Тьюринга статуса, почестей, признания, а «лечение» лишило работы и желания жить дальше. 8 июня 1954 года Алан Тьюринг был найден в своей квартире мёртвым. Вскрытие показало, что причиной смерти было отравление цианидом. Следствием было признано, что ученый покончил жизнь самоубийством.
«Гинекомастия − увеличение грудной железы у мужчин с гипертрофией желёз и жировой ткани»
Тьюринг был реабилитирован лишь в 2009 году. Премьер-министр Великобритании (тогда им был Гордон Браун) выступил с душещипательной речью о преследовании гомосексуалистов в прошлом и невозможности подобных деяний в будущем. Как и в случае с Оскаром Уайльдом, навсегда останется тайной, сколько изобретений, научных открытий мог бы сделать Тьюринг, принеся пользу своей стране и миру в целом, если бы прожил до старости, уйдя из жизни не бесславно, а как признанный, выдающийся ученый.
В 2014 году вышла историческая драма «Игра в имитацию», в которой Тьюринга сыграл Бенедикт Камбербэтч. От фильма остались странные впечатления, не скажу, что самые приятные.
Отношение общества к однополой любви за всю его историю менялось кардинально, иногда в течение очень короткого промежутка времени. Исключение из списка психических расстройств заставило взглянуть на гомосексуализм как не на болезнь, а как на выбор человека (осознанный или бессознательный), как на любовь двух людей, в первую очередь. Боль и обида тех, кто подвергался преследованию почти всю жизнь, а также бессмысленному и унизительному лечению, вылилась сегодня в очередную крайность, которая обусловлена постоянным привлечением внимания к тому, что так долго хотели оставить в покое, за стенами спальни. Те, кто десятилетиями боролись за равноправие, сегодня требуют особых прав (я не имею ввиду Россию, где в вопросах социального равенства до сих пор царит что-то среднее между абсолютной монархией и коммунизмом). За сто лет общество познало два «полюса» и мимоходом пропустило золотую середину.