Довольно долгое время российское кино про Великую отечественную войну оставляло желать гораздо лучшего: «перлы» вроде «Штрафбата» и «Сволочи» перемежались нудными и неубедительно-фальшивыми сериалами про интимные отношения на фоне окопов и обгоревшей военной техники или подвиги очередного супергероя из СМЕРШа, докладывающего о ходе спецопераций чуть не самому Сталину через голову непосредственного начальника и лично товарища Абакумова. Но в 2010-м году ситуация изменилась в принципиально лучшую сторону.
Начнём с того, что фильм не про победоносный август сорок четвёртый, а про кошмарный июнь сорок первого. Мужество, самоотверженность, героизм — всё это, безусловно так, но словами невозможно выразить то, что произошло при обороне Брестской крепости и что пережили её защитники, практически в полном составе сложившие свои головы, защищая родную землю. Режиссёрская и операторская работа представлены на высочайшем уровне, в чём можно убедиться буквально после первых десяти-пятнадцати минут просмотра. События в фильме воспроизводятся с максимально приближённой к документальной точностью, герои выглядят настолько естественными и правдоподобными, что даже «звёздность» Деревянко, Мерзликина и Цыганова не создаёт помех при восприятии аутентичности героев.
Советские люди показаны в фильме стойкими и принципиальными, для таких слова «служу трудовому народу» не являлись пустым звуком или стандартной формулировкой, положенной по уставу Красной армии. Будучи готовым и не готовыми одновременно, защитники Брестской крепости сделали всё, что было их силах и гораздо больше. Это был первый удар по престижу гитлеровской армии, привыкшей к быстрой капитуляции. Одна крепость держалась дольше, чем средняя по размерам и численности населения европейская страна, оказывая ожесточённое сопротивление захватчикам. Остаётся добавить кратко: светлая память героям.
Читайте также: «Вариант Омега»