Всем известно, что сладкое поднимает настроение. Каждая девушка знает, что пара шоколадных конфет может серьезно сократить уровень неразрешимости проблемы. Да и вообще, шоколад – это всем доступная путёвка в детство.
В России великое множество производителей сладостей. Отечественные и зарубежные, дорогие и не очень, обычные и экстравагантные – словом, сладости на любой вкус заполонили прилавки магазинов. Сегодня мы поговорим об итальянской компании Ferrero, которая поставляет в Российскую Федерацию множество вкусностей — и, в частности, свои невероятно вкусные шоколадные конфеты и популярную нынче шоколадную пасту «Нутелла».
Как всё начиналось?
Компания Ferrero – семейный бизнес, берущий своё начало в 1942 году в городке Альба. Именно тогда Пьетро Ферреро, первый из «шоколадной» династии, решил преобразовать булочную, доставшуюся ему от отца. Он начал изобретать новые кондитерские изделия, которые мгновенно сметались с прилавков.
Самым первым его изобретением стало пирожное из смеси толчёных орехов, масла и мёда. Какао-бобы в то время, разумеется, были в дефиците – а вот орехи росли на деревьях и их можно было собрать.
В послевоенном 1946 году правительство города заказало Пьетро сладости ко дню города. Кондитер долго трудился, выполняя заказ, и вскоре пирожные для всего городка были готовы. Однако на следующее утро жена кондитера обнаружила, что все подготовленные накануне пирожные растаяли: лето в том году было чудовищно жарким. Но Пьетро не растерялся и придумал выход из положения: принёс много батонов хлеба и стал намазывать на его кусочки растаявшую ореховую массу. Этот прообраз пасты «Нутелла», называвшийся тогда «Джандуйя», в мгновение ока завоевал сердца (а, точнее, вкусовые рецепторы) горожан и принёс Ферреро небывалую прибыль. Паста начала выпускаться в промышленных масштабах – сначала в бумажной обёртке, как сливочное масло, а затем, с появлением кремообразной версии – в банках.
Кстати говоря, этот случай послужил началом традиции фабрик Ferrero, которая соблюдается до сих пор: все фигурные изделия снимаются с производства на три летних жарких месяца. К тому же, благодаря растаявшим пирожным увидели свет всеми любимые нетающие конфеты «Рафаэлло».
На вырученные деньги Пьетро и его жена Пьера открыли ещё одну кондитерскую–бар на улице Маэстра. Возглавила её Пьера, а её муж с головой ушёл в исследования и создание новых рецептов, открыв собственную лабораторию и наняв шестерых сотрудников. В тот же год открылась первая фабрика Ferrero.
Семейный бизнес процветал: Пьетро создавал всё новые сладости, его младший брат Джованни занимался коммерческой стороной вопроса, а Пьера возглавляла сеть фирменных кондитерских.
В 1949 году Пьетро умер, оставив компанию своему младшему брату.
В 50-ые годы компания закупила несколько автомобилей Фиат для доставки своей продукции на торговые точки. На них был размещён логотип Ferrero, что способствовало расширению популярности компании. Вскоре их автопарк стал настолько велик, что уступал разве что численности машин итальянской армии.
В 1957 году руководство компании переходит к сыну основателя, Микеле, который возглавлял компанию вплоть до 1990-ых годов. Ему на тот момент был 31 год. Именно он создал большую часть настолько милых нашему сердцу шоколадных вкусностей. Он запускал новые марки в среднем раз в два-три года.
«Киндер» и другие сюрпризы
Микеле вдохнул новую жизнь в компанию. Больше всего молодого предпринимателя волновало, понравится ли новый продукт Валерии. И тут без преувеличения можно сказать, что это гениальная для своего времени концепция, полностью ориентированная на потребителя. Дело в том, что Валерия – не возлюбленная и даже не мать Микеле. Она являет собой собирательный образ итальянской (а позже – мировой) женщины, которая покупает новинки для себя или своей семьи. Микеле много думал над потребностями и желаниями этой гипотетической женщины, в результате чего появились продукты, ставшие сенсацией на шоколадном рынке на долгие годы и не теряющие своих позиций до сих пор. Например, «Киндер сюрприз» — шоколадное яйцо, сочетающее в себе вкусный шоколад, полезное молоко и занимательную игрушку, оказалось идеальным решением для матерей. Его первые партии разошлись в Италии за несколько часов. Прообразом яйца послужило пасхальное яйцо, и целью Ферреро было добиться того, чтобы яйца – символ радости и совершенства, – покупали не только на Пасху. Сегодня около 30% оборота группы составляет «Киндер сюрприз».
Впрочем, идея яйца с подарком была не нова: каждую Пасху итальянские женщины выпекали для своих детей марципановые пирожные в виде яиц, внутрь которых вкладывали монетку или игрушку. Именно эту традиционную идею и позаимствовал Микеле для создания своего шоколадного лакомства.
Игрушки в «Киндер-сюрпризе» традиционно менялись раз в год; сегодня цены на редкие игрушки на различных аукционах могут превышать 1000 евро. В разное время выпускались яйца с фигурками балерин, динозавриков, индейцев, просто представителей различных профессий, конструкторов, мини-паззлов, пингвинчиков, роботов, утят, а так же тематических игрушек по различным мультфильмам (миньоны, героини «Винкс», диснеевские принцессы, персонажи «Кунг-фу панды» и др.). В России выходили шоколадные яйца, содержащие игрушки, изображающие персонажей отечественного мультсериала «Лунтик».
Однако первым продуктом, созданным для Валерии, было не шоколадное яйцо, а конфеты, призванные порадовать саму женщину, под названием «Mon Chéri». В них входили вишня и ликёр, и над их созданием трудился ещё Джованни Ферреро. Они имели огромный успех и стали бестселлером. Этому поспособствовала и рекламная кампания: огромные щиты с букетом роз, рекламирующие новую сладость, появились на улицах в канун Рождества.
В 1956 году открывается первая фабрика Ferrero за пределами Италии, в пригороде немецкого Франкфурта.
В 1960-ых годах Микеле начинает работать над усовершенствованием семейного рецепта ореховой пасты, в первую очередь изменив её название на «Нутеллу», так как предыдущее итальянское название было сложнопроизносимо и могло не запомниться Валериям из других стран. «Нутелла» начала выпускаться с мировых масштабах: офисы Ferrero открылись в Нью-Йорке и нескольких странах Латинской Америки.
Сегодня на шоколадную пасту приходится четверть всего производства компании, а Ferrero является самым крупным покупателем лесных орехов в мире. Рецепт пасты включает в себя сахар, растительное масло, лесной орех, какао, обезжиренное сухое молоко, лактозу, сухую сыворотку, эмульгатор лецитин, ароматизатор (ванилин). Стоит отметить, что в России, Украине, Канаде и Латинской Америке в производстве «Нутеллы» используется вместо растительного пальмовое масло, о вреде которого на сегодняшний день ведутся жаркие споры.
Чтобы приобрести популярность на рынке США, в компании придумывают новую продукцию – мятное драже Tic Tac. Опять же, Микеле тут старался не огорчить Валерию – в этот раз американскую, у которой была в моде худоба и которая тщательно следила за потребляемыми калориями.
Любимое же создание Микеле, единственное, которому он дал свою фамилию — конфеты Ferrero Rocher.
Немного о компании
Нужно сказать, что Микеле Ферреро был ярым католиком и поводил в своих компаниях очень гуманную политику. Так, на его производстве были настолько высокие зарплаты, что даже щепетильные итальянские рабочие ни разу не устроили забастовку. В компании существует фонд, оказывающий поддержку бывшим работникам, вышедшим на пенсию, а так же для них построен корпоративный санаторий, где они могут жить практически бесплатно. Сотрудникам компании предлагают отличный социальный компенсационный пакет и множество льгот. Работники отмечают, что они целыми днями пробуют новую продукцию в попытках достичь совершенства (это ли не работа мечты?). У рабочих на предприятии гибкий график. Каждый год в Альбе, на родине компании, устраивается корпоративный праздник, куда приглашаются все старые работники фирмы. В 2009 году в рамках американского рейтинга корпоративной репутации компаний группа компаний Ferrero заняла первое место.
Своих сыновей Микеле Ферреро назвал в честь своего отца и дяди – Пьетро и Джованни. Когда в 90-ых годах Микеле решил отойти от дел компании, бразды правления перешли в руки его сына Пьетро, а в 2001 году уже оба его сына были задействованы в руководстве компанией. Однако в 2011 году в результате сердечного приступа на велосипедной прогулке во время делового визита в ЮАР младший Пьетро скончался. Это трагическое событие вынудило отца снова встать во главе компании. После смерти Микеле в 2015 году компанию возглавляет Джованни Ферреро, его второй сын. Заметим, что Микеле Ферреро был самым богатым человеком в Италии по версии журнала Forbes.
Сегодня группа компаний Ferrero включает в себя 38 компаний, 20 фабрик и три научно-исследовательских центра по всему миру (в том числе и в России) с оборотом около восьми миллиардов евро в год. Работу они дают 22 тысячам человек. Продукция компании реализуется в более чем 50 странах мира.
Ferrero в России
В РФ представительство компании Ferrero открылось в 1995 году. Сегодня на отечественный рынок ими выпускаются такие марки сладостей, как Raffaello, Kinder, Tic Tac и Nutella. В 2008 году во Владимирской области построена их фабрика, которая производит конфеты Raffaello, молочный шоколад Kinder Chocolate и шоколадную пасту Nutella.
Компания в России представлена исключительно иностранным капиталом, и возглавляет её итальянец Артуро Мария Карделуз.
В РФ представлены следующие продукты компании: конфеты Raffaello и Ferrero Rocher, Ferrero Collection и Ferrero Prestige, шоколадное яйцо Kinder Surprise, шоколаные плитки Kinder Chocolate, пирожные Kinder и Kinder Delice, батончики Kinder Bueno, Kinder Happy Hippo, Kinder Chocolate Maxi и Kinder Country, oреховая паста Nutella и мятные драже Tic Tac.
О других «сладких» брендах: В любом месте хочется съесть их, Сладкая жизнь для взрослых и детей