Красочное и в достаточной степени мифологизированное советской историографией представление о Первой конной армии под предводительством бывшего старшего унтер-офицера Приморского драгунского полка Семёна Михайловича Будённого, с одной стороны, и весьма нелицеприятное видение этого исторического явления в одноимённом романе Исаака Бабеля в совокупности составляют противоречивое представление о кавалерии молодой Советской России. Реальное же положение дел было приблизительно следующим.
Созданный на Дону в феврале 1918 года революционный конный отряд под командованием бывшего вахмистра Будённого весьма успешно выступал против соединений белогвардейцев и вскоре влился в крестьянский социалистический полк Бориса Думенко, в котором Будённый был назначен замкомполка. Впоследствии пок вырос в бригаду, а затем и дивизию. Кавалеристы Будённого смогли одержать победу над Шкуро и Деникиным, подавить махновское повстанческое движение и принять участие в советско-польской войне. В ноябре 1919 года будущий «отец народов», а тогда член Реввоенсовета Южного фронта Иосиф Джугашвили внёс предложение в Реввоенсовет Советской республики о создании Первой конной Армии, в которой командармом вполне ожидаемо был назначен С.М. Будённый. Помимо нескольких кавалерийских дивизий, в Первую Конную армию вошли четыре бронепоезда, автобронеотряд, авиагруппа, а также стрелковые дивизии. Общая численность армии доходила до 17 тысяч человек.
Как минимум неразумно представлять Первую конную сообществом революционных идеалистов с незапятнанной репутацией. Другое дело, что «будёновцы» в своих действиях, как описанных у Бабеля, так и подтверждённых документально, вполне соответствовали духу того времени. Жестокость, насилие, грабежи и регулярные переходы из лагеря в лагерь, от «белых» к «красным» и наоборот были характерны для всех участников Гражданской войны. Методы красных кавалеристов практически ничем не отличались от методов махновцев или всадников генерала Шкуро.
Однако немного фактов. Личный авторитет выходца с Дона, героя Первой Мировой лихого кавалериста Будённого позволил подчинить донскую вольницу интересам советской власти и сделать ударной силой Красной Армии. Представление о том, что Первая Конная Будённого являлось сборищем грабителей, не имевших ни малейшего понятия о военном искусстве, не соответствует действительности. Из Первой конной армии вышли такие маршалы Великой Отечественной как Рыбалко, Мерецков, Ерёменко, Белов. Ну, и вдогонку: на танки с шашками в Великую Отечественную войну никто не бросался. Но об этом в следующей серии.