«Наши граждане в булочную на такси не ездят!» Эта фраза знакома, пожалуй, всем, а образ белой «Волги» навсегда отпечатался в нашем сознании знаком качества. Об этом автомобиле грезили многие жители Советского союза, а впоследствии еще и России. «Волгу» считали, пожалуй, единственным доступным автомобилем премиум-класса, который, тем не менее, был доступен простому советскому гражданину. К сожалению, сейчас «Волга» близка к тому, чтобы остаться лишь в нашей памяти, а потому давайте вспомним, как начиналась история одного из самых любимых автомобилей страны.
Год, открывший нам модель «Волга» марки ГАЗ-21, — 1956-й. Страна пребывала в состоянии «оттепели», и этот автомобиль стал ее негласным символом. Его многократно снимали в различных фильмах, в больших количествах экспортировали, а также представляли на престижных международных выставках, где «Волга» непременно занимала самые высокие позиции.
Через год после окончания Великой Отечественной войны горьковский автозавод начал выпуск легкового автомобиля «Победа» ГАЗ-М-20. Его внешний вид отличался наиболее современной конструкцией, уникальным дизайном, особенно на фоне уже выпускавшихся тогда моделей. Тем не менее, начало 50-х годов принесло новые веяния, и дизайн «Победы» начал устаревать. Однако самое главное – в сравнении с мировыми лидерами автопрома техническая сторона начала «хромать». Именно это стало причиной создания модели более совершенной и в техническом плане, и в плане внешнего вида.
Созданием новинки занялся ведущий конструктор Александр Михайлович Невзоров. В 1953-м году он на ватмане представил свое видение первой серии новой модели автомобиля. Дизайн разрабатывался уже в момент уточнения проектировки. Лев Еремеев, набравшийся обширного опыта к тому времени автор и художник, совместил в новой модели модные автомобильные веяния последних нескольких лет. Большое влияние на дизайн «Волги» оказал, например, американский «стайлинг» со своими авиационно-космическими мотивами. Еремеев воплотил в своей работе образ суперсовременного, элегантного, но при этом не лишенного динамики авто. В противовес обводкам старой «Победы», имевшим исключительно функциональную направленность, «Волга» отличалась, к примеру, сложной пластикой кузова.
А вот уже в 1954-м году стартовало производство опытных образцов. Для нового автомобиля разработали сразу две трехступенчатые коробки передач – механическую и автоматическую. Изначально главная передача была конусной в противовес гипоидной, которой оснащали авто, начиная с 1957-го года. Независимые передняя и задняя подвески, гидравлические рычажные амортизаторы, шины размером 6.70-15. Взмывающий хромированный олень, расположенный на капоте, стремительно разрезал воздух. А широкий молдинг от него шел прямо к лобовому стеклу.
«Волга» перевыпускалась несколько раз. ГАЗ-21 по-своему обозначает выпуски (или серии), чтобы не допускать путаницы. Однако такое четкое разделение, в принципе, можно считать условным, потому как оно неофициально: завод-изготовитель выпускаемые автомобили «Волга» на серии никогда не делил.
Первая серия
Как логично предположить из условного названия, эта серия выпускалась самой первой. В народе ее называли «со звездой». С момента запуска и до 1958-го года «Волга» выпускалась с нижеклапанным двигателем от «Победы». Всего было выпущено 1100 экземпляров.
Особенностью салона этой серии является цельнометаллическая приборная панель с приемником, имевшим «низкую» облицовку. Сверху был расположен громкоговоритель, прикрытый металлической решеткой. Такой она осталась до 1958 года, то есть и при переходе к облицовке II серии. Часть машин выпускалась в двухцветной окраске, доступной также по индивидуальному заказу с дополнительной оплатой. Количество сочетаний цветов было весьма ограничено. Использовалось три типа сочетаний: крыша и нижняя часть разных оттенков; крыша и часть кузова до уровня выштамповки на его боковине — один цвет, остальное — другой; крыша, двери и выштамповка заднего крыла — один цвет, остальная машина — другой. Впрочем, и это уже добавляло разнообразие и пользовалось большим спросом покупателей.
Вторая серия
«Волга», которую выпускали в промежутке между концом 1958-го и началом 1959-го, называют «переходной», а вот уже с 1959-го до 1952-го – полноценной «второй серии».
Однако, по сути, «начинка» машины не изменилась, модернизация коснулась лишь внешних параметров. Была изменена форма крыльев, перед стилизовали под прототип 1955-го года (знаменитая «акулья пасть»). Кроме того, изменили стекла фонарей, приборную панель сначала сделали флокированной, а потом и вовсе обтянули кожзамом, чтобы блики не падали на лобовое стекло и тем самым не отвлекали водителя. А также новую модель оснастили встроенным омывателем лобового стекла.
Третья серия
Пожалуй, самое радикальное изменение «Волга» претерпела именно в своей третьей версии.
Внешний дизайн кардинально сменился. Во-первых, фигурка оленя и молдинг были убраны, во-вторых, решетка радиатора вновь сменилась («китовый ус»). И самое главное: третья серия автомобилей полностью воплотила задумку дизайнеров – меньше хрома, но больше чистых линий.
Однако помимо трех серий, считающимися, по сути, базовыми, существовало еще несколько. Неофициально они считали утилитарно-функциональными, то есть, несущими одну определенную функцию, крайне полезную в повседневном быту. Так, ГАЗ-24-универсал (первые представители которого выпустились параллельно со второй серией) стал каретой скорой помощи.
А так же немногие знают, что ГАЗ-23 выпускался крайне ограниченной серией в 608 экземпляров — все они стали автомобилями сопровождения. Эту модификацию отличала быстроходность, двигатель и автоматическая коробка передач, позаимствованные у отечественного лимузина «Чайка», а также усиленные ходовая часть и кузов. Именно машины этой комплектации всегда сопровождали членов силовых структур. Кроме того, в историю автомобилей «Волга» вошел фургон ГАЗ-22А, который разработали в 1961-м году. Серийно его, однако, не выпускали. На его базе были впоследствии построены фургоны авторемонтных заводов.
1960-е годы стали поворотными в истории «Волги». В 1961-м году конструкторы начали разрабатывать форму абсолютно нового автомобиля, отвечавшего всем требованиям эпохи. Горьковский Автомобильный Завод предпринял попытки внести свежую ноту в форму машины практически в тот же момент, когда выпустили знаменитую «двадцать первую». К сожалению, ГАЗ-21, пережившая, несомненно, эффективные и эффектные процессы рестайлинга, безнадежно устарела к концу 1970-х.
Интересный факт:
Изначально для новой версии «Волги» разработали двигатель объемом 2,99 л., мощностью 136 лошадиных силы. Но к началу серийного производства задумка так и не была воплощена. Причиной стал резкий скачок цен на нефть в начале 1970, вследствие чего разработчики решили, что обеспечивание топливом трехлитрового двигателя для среднего жителя СССР станет неподъемным.
Итак, в середине семидесятых происходит новый виток в истории «Волги»: свет видят 2 новейших ходовых прототипа авто. Один из них отличился четырехфарной системой освещения. Однако вскоре ее заменили на двухфарную, сославшись на то, что такая вариация более привычна глазу человека. Но самую большую модификацию претерпевает знаменитая эмблема автомобиля — стилизованный щит. Решетку радиатора выполнили именно в его форме. Кроме того, эту идею поддержала особая штамповка на капоте и в целом — все оформление переда.
В 1967-м году Автоэкспорт начал производство новой модели под покровительством знаменитого бренда. И, к сожалению, это стало фатальной ошибкой в стратегии компании. Уровень продаж ГАЗ-21 начал резко снижаться, а ГАЗ-24 к тому моменту не успела выйти даже опытным тиражом.
О рекламе
«Волга» пыталась снискать достаточную популярность у зарубежных автолюбителей. Ставку сделали не только на удобную комплектацию, но и на весьма привлекательную рекламу. Заграничные потребители вертели в руках рекламные брошюрки с изображением очаровательных юных девушек, захватывающих дух пейзажей или притягательных огней большого ночного города. Реклама делала акцент на просторный уютный салон, простую понятную конструкцию и приятные размеры автомобиля. Кстати, экспортные «Волги» отличались более привлекательным облагороженным салоном, окрасом в цвет металлик, а также были оснащены радиоприемниками с FM-диапазоном. Тем не менее, рафинированные европейцы не поняли красоты ГАЗ-24. Салон его не показался им хоть сколько-нибудь привлекательным, а размеры автомобиля даже отпугнули.
В 1972-м году к общей серии автомобилей добавляется еще и универсал — ГАЗ-24-02. Эта модель отличалась продуманной системой трансформации кузова, а также тремя рядами сидений.
Это был идеальный семейный автомобиль. О нем мечтали все дачники большой страны, за ней вставали в очередь, однако, позволить ее могли далеко не все. Машина с семью сиденьями незамедлительно стала ведомственной. И лишь по большому блату она могла достаться простому гражданину. Да и то лишь в случае, если власть лично распорядилась, либо еще проще — когда машину спишут из автопарка. Знаменитый артист Юрий Никулин получил свой автомобиль, к примеру, именно таким способом. Он не раз признавался, что универсал — самая удобная машина для того, чтобы перевозить цирковой инвентарь.
1982-й год. «Двадцать четверку» изменили в корне и назвали ГАЗ-3102. Седан не выпустили на рынок, распространяя его лишь среди партийных работников. В 1985-м году в производство попадает ГАЗ-24-10, который отличался обновленным салоном, пластиковой решеткой радиатора и весьма грустно выглядящими пластиковыми колпаками колес. Кстати, кузов этой модели несколько раз перерабатывали и совершенствовали.
2004-й год стал последним для оригинальной линии автомобилей ГАЗ — свет увидел ГАЗ-31105.
В 2010-м году выпуск «Волга Сайбер» закрыли, заявив о том, что выпускать данную модель выходит крайне нерентабельно. Бренд «Волга» более не выпускал автомобилей. Один из последних символов Советского Союза элегантно исчез вдали, лишь на 20 лет пережив страну, в которой был рожден. Но тем не менее, люди все равно будут вспоминать его, ведь «наши люди в булочную…».