Когда события революции отражаются не только на делах страны, но и влияют на соседние государства, побудив их пойти на решительные действия, наша история пополняется кровавыми событиями, в целом – войнами, в частности – сражениями. Великая французская революция 1789 года имела настолько большой успех, что ее отголоски прокатились и по соседним странам.
Императоры Священной Римской Империи и Прусского королевства объединялись с целью остановить революционные идеи во что бы то ни стало. Речь идет о Французских революционных войнах. Союзники, к которым присоединялось все больше и больше стран, таких как: Великобритания, Российская империя, Португалия и так далее, не решались сперва на открытые военные действия, но, когда революционное французское правительство объявило войну Австрии, все стало на свои места.
Сегодня же мы поговорим об уникальной битве. Уникальной хотя бы потому, что названа она не по локации, а по дате – Славное первое июня. Морское сражение между Великобританией и Французской республикой в водах Атлантического океана. Кстати говоря, еще и первое крупное морское сражение Французских Революционных войн.
События битвы уложились не в один день, перед основным боем случилось несколько предварительных стычек. По итогам последних, небольшие преимущества получали то англичане, то французы с переменным успехом. День решающего боя должен был рано или поздно наступить, и 31 мая туман, покрывающий водную гладь рассеялся. Враги стояли друг перед другом. Англичане выжидали, французы сочли это за нерешительность, но адмирал английского флота – лорд Ричард Хау – понимал, что ему нужен полный день, чтобы одержать блестящую победу. Так, 1 июня грянул бой. Сперва он мог показаться совершенно тривиальным линейным боем, когда корабли колоннами двигали друг против друга и, соответственно, вели обстрел. Однако, это не совсем так. Хау придумал рискованный и опасный план: он приказал своим кораблям обстрелять противника, затем, повернувшись другим боком, пойти напрямую к «вырубленному» пространству меж кораблями неприятеля и на близком расстоянии уничтожить французский флот. Не все корабли английского флота смогли провести этот маневр, но адмирал не бросил задуманного, а повел людей за собой, до конца. Обитатели каждого корабля сражались с таким ожесточением, будто от них зависел исход всех войн.
Англичане выиграли этот бой, несомненно, повреждения английских кораблей были весьма значительными, но что говорить о французском флоте! Тысячи людей попали в плен, многие корабли были потоплены. В Великобритании эта тактическая победа была широко отпразднована, во многом для того, чтобы прикрыть стратегический провал.