В прошлой части повествования о Прутском походе Петра мы остановились на том, что наши войска пересекли Днестр, и после 6 дней мучительного перехода, то есть еще до начала боевых действий, многие солдаты пали.
Но и боевые действия не заставили себя долго ждать: уже 1 июля на берегу Прута крымские татары, верные Османскому султану, напали на наши ряды, а именно — на лагерь Шереметьева. Хотя мы и потеряли достаточное количество драгун, атаку все—таки отбили. Основная армия с 3 по 12 июля искала наиболее удобную и выгодную позицию для расположения, необходимо было выбрать местность с достаточным запасом фуража и продовольствия. Часть войск уже переправилась на левый берег Прута, а после соединения оставшихся на правом берегу и корпуса Шереметьева было принято решение переправляться всем вместе. К 14 июля, наконец, собралась вся армия, несколько тысяч войск было оставлено позади для охраны и сохранения сообщения. Уже 17 июля наши войска были осмотрены Петром и готовы к бою, насчитали почти 47 тысяч бойцов. 18 июля дошло известие о переправе крупной турецкой армии. Турецкая конница неожиданно напала на наш авангард, и лишь малочисленность турок и их плохое вооружение позволили нашему отряду не только отразить атаку, но и отойти к основным силам.
То были события с 1 июля по 18, далее нам предстоит разбор событий с 19 июля по 21.
Итак, 19 июля началось первое серьезное сражение. Русские не располагали определенным и четким планом действий, в итоге было принято решение перейти в атаку, но турки оттянулись и бой не приняли. Наша позиция была не очень выгодной, так как находилась армия в низине, а все возвышенности занимали турки. В итоге ночью началось отступление с целью поиска более выгодного места обороны.
Утром 20 июля турки напали на отделившуюся колонну, не успевшую дойти до основных сил. Благодаря такому раскладу туркам удалось догнать русских в течение дня. К вечеру армия уперлась правым флангом в реку Прут. На том берегу реки уже стояли татары и запорожские казаки, которые тут же начали обстрел русских позиций. Еще позже вечером турки перешли в атаку. Русские стояли уверенно, но турецкие янычары не сбавляли оборотов, напротив, наступали все активнее и активнее. Им не удалось прорвать фронт, хотя старались они очень усердно. Ночью также было совершено две вылазки, но и тогда наши войска смогли отбить их атаки.
21 июля турки окончательно окружили и так потесненную, буквально вжатую в реку, русскую армию. Положение наших войск стало отчаянным, они все были в состоянии отбивать атаки, и даже оставались боеприпасы, хотя их запас был ограничен, как и запас физических сил. Помощи ждать не приходилось. Наутро на военном совете было решено предложить турецкому султану мир. К противнику отправили нашего трубача с этим предложением, но турецкий главнокомандующий вообще никак не отреагировал на такой жест, он просто приказал возобновить атаки. Не дождавшись ответа, визирю послали второе письмо. И в итоге тот все—таки согласился на переговоры.
По итогам переговоров был заключен Прутский мирный договор. Главной потерей за этот поход, да и всю войну, стал выход к Азовскому морю. И хотя спустя четверть века мы вновь вернули южный флот, поражение в этой войне оставило неприятный осадок.