Проведя блестящий тактический маневр, Кутузов обеспечил полное стратегическое превосходство нашей армии. Французы, гонявшиеся за отдельными отрядами, растягивались все больше и больше по территории нашей необъятной страны. Михаил Илларионович запланировал грандиозный план по уничтожению армии Наполеона: он хотел окружить французов.
Наполеон понимал опасность зимовки в России, поэтому продумывал различные ходы отступления. Он мог отступить по Смоленской дороге – самый очевидный и при этом радикальный способ, так как русские полностью ее разорили, не оставив французам даже надежды найти провиант, на столь разрушенной местности. Также Наполеон мог отступить на Волынь через Калугу. Там война ничего не тронула, но, чтобы пройти по этому пути нужно было вновь вступить в сражение с армией Кутузова. Плюс Бонапарт опасался появления войск Тормасова и Чичагова где-нибудь по дороге. Да и от австрийцев что-то помощь не спешила. С решением Наполеон тянул, он отказывался оставаться в Москве, но и отступать не хотел.
Кутузов же, в свою очередь, приказал усилить напор на правый фланг врага, что вкупе со сражением у Бородино, должно было ускорить решение Бонапарта к отступлению. Михаил Илларионович повторно направил директивы Тормасову и Чичерину, приказывая армиям соединиться как можно быстрее, чтобы отсечь коммуникации врага на Смоленской дороге и подставить под угрозу французский тыл. Совершив Тарутинский марш-маневр, Кутузов предвосхитил возможное движение французских войск на север или через Калугу.
Михаил Илларионович Кутузов предпринял воистину героические действия, учитывая, что его постоянно пытались оклеветать и подорвать репутацию полководца. Борьба с «внутренними врагами» тоже занимала много сил и времени. Тем не менее, он привел наши войска к победе и, как говорится, прогнал французов взашей.
Начало статьи: Тарутинский марш-маневр Кутузова