Современники отмечали, что Фаина Георгиевна была непростой дамой — зачастую эксцентричной, иногда излишне прямой и грубой, но всегда честной и искренней. Эти качества сочетались с потрясающим умом, обаянием и чувством юмора, благодаря чему Раневская и осталась в истории как одна из наиболее ярких актрис и отечественного, и мирового театра и кинематографа.
В 53 года Фаина Георгиевна иронично отметила, что главная привычка, которая выработалась у неё с годами — это привычка жить. Это неудивительно: очень многое Раневской давалось в жизни с большим трудом. Причем с самого детства.
Когда Фанни Фельдман (настоящее имя Раневской) была совсем юной, никто и предположить не мог, что эта девочка станет великой актрисой: она была крайне стеснительной, заикалась при малейшем волнении и не отличалась приятной наружностью. Гранит науки также оказался Фаине не по зубам: ей не давались ни математика, ни правописание. Больше всего ей нравилось читать и заниматься пением. Но Фаина не просто любила читать: она поистине боготворила литераторов. Например, когда умер А.П. Чехов (девочке тогда было всего восемь лет), будущая актриса плакала так горько, будто скончался ее близкий родственник, и долго находилась в ужасной депрессии. Позже Раневская писала в дневниках, что именно со смертью Чехова закончилось ее детство. Так же тяжело юная Фаина переживала кончину еще одного своего любимого писателя — Л.Н. Толстого.
Постепенно девочка начала интересоваться театром: она создавала собственные кукольные постановки, которые показывала родным, обожала посещать спектакли. Сильное впечатление на Фаину произвело знакомство с популярной актрисой Алисой Коонен, жившей неподалеку от семьи Фельдманов; а когда девочке было 15 лет, она увидела на сцене игру легендарной Павлы Вульф и окончательно утвердилась в мысли стать актрисой.
В 20 лет Фаина, окрыленная грезами о театральных подмостках, решилась уехать в Москву, чтобы поступить в специализированное учебное заведение. Разумеется, отец не смог благосклонно отнестись к решению дочери: по его мнению, для девочки из приличной еврейской семьи карьера артистки была равносильна проституции. Вероятно, решение покинуть родных далось юной девушке нелегко, но она не оставила решения покорить московские сцены и отправилась учиться актерскому ремеслу.
«Привычка жить» Фаины Раневской (часть 2)
«Привычка жить» Фаины Раневской (часть 3)
«Привычка жить» Фаины Раневской (часть 4)
Читайте также: «Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться», «А может быть, поехать в Прибалтику? А если я там умру? Что я буду делать?»