Где-то в XII-XIII веках нашей эры жить в Южной Руси стало непросто: постоянные междоусобицы, набеги кочевников, снижение объемов торговли с Византией. Свободной земли тогда вокруг Руси было много и славяне двинулись на северо-восток. Способствовал продвижению и климат — в X-XIII веках наблюдался «средневековый климатический оптимум». Зимы был мягкими, лето теплым.
Северо-восточная Русь к тому моменту уже была населена финно-угорскими племенами и восточными словенами, пришедшими в эти земли несколькими веками раньше, но насильственной колонизации их жителями Южной Руси не было — славяне мирно существовали с местным населением.
Постепенно смещала свой интерес с юга на северо-восток и правящая семья Рюриковичей. Киевский престол был уже не так вожделен. На этот трон слишком много желающих, и киевский народ слишком требователен к своему правителю. Как и в Великом Новгороде, в Киеве сильна демократия — вече.
Первым о создании крупного княжества на Северо-Востоке задумался в XI-XII веках Юрий Долгорукий. По свидетельству Татищева, он вербовал новых переселенцев в свои земли, давал им немалую ссуду, поселенцы получали статус вольных земледельцев. Юрий строил крепости, храмовые комплексы. Дмитров, Городец, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский так или иначе обязаны своим существованием Юрию Долгорукому.
Массовое строительство храмов, развернувшееся на Северо-Востоке, до сих пор не дает покоя исследователям. Почему между традиционной на Руси плинфы начали использовать белый камень? Откуда взялись мастера?
До строительства белокаменных храмов в Суздале и Владимире в камне строили в далеком Галиче. Месторождений белого камня вокруг Владимира и Суздаля не много. Большинство из известных в те далекие времена месторождений находится на расстоянии 100-200 км от места строительства. Его доставка требовала колоссальных затрат времени и средств. При том, что материала для кирпича в осваиваемом регионе достаточно. Из плинфы (кирпича) продолжают строить, но не храмы. К кирпичу в постройке храмов возвращаются только в 15 вв.
Причины перехода на камень высказываются разные. Наиболее вероятно здесь сыграла комбинация причин, и одной из важных явилось первая попытка приблизить Русь к Европе. Храмы Владимира и Суздаля ближе к базиликам Германии? чем к Византии: материал — камень, готические перспективные порталы, скульптурный декор. Все присуще романскому стилю.
Вторая часть вопроса: как в Суздаль и Владимир попали мастера? Этот вопрос очень похож на вопрос о Рюрике на Руси. В летописях сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского сказано, что последний приглашал строителей из Европы, общался с Фридрихом Барбароссой! Но кто строил белокаменные церкви до Андрея во время правления его отца неизвестно.
Борисоглебская церковь в Кидекше один из двух самых ранних белокаменных храмов, построенных в Северо-Восточный Руси. Построен он был в 1152 году. К сожалению он пережил несколько перестроек и потерял первоначальный внешний вид.
За колокольней церковь Бориса и Глеба, справа — теплая церковь св. Стефана (1780 год) и колокольня XVIII века.
Колокольня.
—
Церковь Бориса и Глеба. Сейчас Кидекша небольшое село на слиянии рек Нерль и Каменка, но судя по результатам раскопок во время Юрия Долгорукого это было достаточно крупным поселением с великокняжеским двором. Заграевский считает, что это был крупный город и важный город того времени занимавший площади современных сел Кидекша и Нерльская Новоселка.
—
Домонгольские церкви Юго-восточной Руси.
Интерьер. В центре омфалий — пуп земли. Сейчас такого в соборах нет. В современных церквях на этом месте находится Амвон.
Лестница на хоры. Современная перестройка. Как попадали в домонгольскую эпоху непонятно. предполагают, что у церкви была башня с лестницей, которая не сохранилась.
Алтарь. Роспись позапрошлого века.
Справа от калитки роспись 13-ого века. Храм около 50 лет оставался нерасписанным.
Древнее граффити.
—
Надгробная плита. Церковь была родовой усыпальницей одного из сыновей Юрия Долгорукого — Бориса Юрьевича, князя Белгородского и Туровского.
—
Роспись центральной части свода.
—
Внешний вид храма со стороны алтарной части.
Граффити.
Ограда.
Вид на реку.
Теплый храм.
—
Интерьер нового храма.
Икона больше похожа на католическую.
Святые ворота 17-18 вв.
Вид на колокольню и вход в новую церковь.
Старое надгробие.
Вид на комплекс зданий со стороны оврага.
—