Раневская никогда не тушевалась в сложных ситуациях и для пущей убедительности любила ввернуть в спор крепкое словцо. Впрочем, мат и грубые просторечия в исполнении Фаины Георгиевны удивительным образом обретали неповторимый шарм и даже некоторое очарование. Недаром большинство ее высказываний ушло в народ.
Как-то раз актриса участвовала в одной радиопередаче. Когда в ее речи промелькнуло слово «феномЕн» (с ударением на последний слог), запись было велено остановить. На возмущенное «В чем дело?!» ведущая программы ответила, что с точки зрения современных орфоэпических норм необходимо произносить «фенОмен», с ударением на второй слог. «Хорошо, деточка, включайте», — согласилась Фаина Георгиевна. Однако после этого она отчетливо проговорила в микрофон: «ФеномЕн, феномЕн и еще раз феномЕн! А кому нужен фенОмен, пусть идет в жопу!»
Помимо прочего, Раневская очень любила импровизировать на сцене и в кадре, причем делала это мастерски. Но не всем постановщикам подобный подход к делу казался оправданным. Так, однажды Юрий Завадский — режиссер Театра им. Моссовета, в котором много лет служила Раневская, — не выдержал очередного вольного подхода актрисы к роли и выразил негодование: «Фаина, вы со своими выходками сожрали весь мой замысел!» Актриса нисколько не растерялась: «То-то у меня чувство, будто говна наелась!» Подобного заявления именитый режиссер известного московского театра не смог стерпеть. «Вон из театра!» — закричал он. «Вон из искусства!» — парировала Раневская. Они не переносили друг друга до самой смерти Завадского. Но когда Юрия Александровича не стало, Фаина Георгиевна искренне горевала.
«Привычка жить» Фаины Раневской (часть 1)
«Привычка жить» Фаины Раневской (часть 2)
«Привычка жить» Фаины Раневской (часть 4)
Читайте также: Эффект Монро: привычка опаздывать, Блондинка для Хичкока