Потомственная дворянка Дарья Салтыкова, снискавшая дурную славу одной из самых жестоких убийц в российской истории, не только зверски расправлялась со своими крепостными крестьянами, но и планировала покушение на дворянина.
Салтычиха, несмотря на ранее вдовство и внешнюю религиозность, вскоре после смерти мужа была не прочь закрутить новый роман. Ее возлюбленным стал инженер Николай Тютчев — будущий дед известного поэта Федора Тютчева. Отношения между любовниками были относительно гладкими и спокойными до тех пор, пока Николай не надумал жениться. Его выбор пал на юную Пелагею Панютину, соседку Салтычихи по загородному имению в Теплом Стане. Взять в жены Салтыкову Тютчев не мог: их брак сочли бы мезальянсом, потому что Николай был гораздо беднее Дарьи и принадлежал к менее знатному дворянскому роду. Впрочем, возможно, до Тютчева дошли слухи о зверствах жестокой помещицы, и поэтому жениться на ней он не только не мог, но и не хотел.
Как бы там ни было, любовник Салтычихи объявил о свадьбе с другой. Разъяренная садистка не могла не отомстить. Сначала она послала своих людей поджечь дом конкурентки, однако затея провалилась: пособники Салтыковой испугались возможных последствий, ведь убийство дворян каралось крайне сурово. Затем оскорбленная любовница приказала своим приспешникам убить молодую чету на пути в Орловскую губернию, в одно из имений Панютиной. Но и на этот раз исполнители не решились на расправу. Вместо этого Тютчев получил анонимное письмо с предупреждением о готовящемся нападении. Только это и спасло деда великого русского поэта от мести.
Однако вскоре над Салтычихой все же восторжествовала справедливость: жалобы на садистку наконец дошли до императрицы Екатерины II, и та после суда и следствия велела строго наказать кровожадную помещицу. Сначала Дарья провела около часа у позорного столба на поругании всего города, после чего была заточена в подвальном помещении Ивановского монастыря. Более 30 лет провела Салтычиха в заключении, где и скончалась, будучи уже седовласой 70-летней старухой. Умерла Салтыкова уже в новом столетии — в ноябре 1801 года, мучаясь в бешеных припадках безумия. Похоронена она в Донском монастыре вместе с членами семьи Салтыковых.
Салтычиха: кровавая помещица (часть 1)
Салтычиха: кровавая помещица (часть 2)
Читайте также: Борджиа: понтифик-искуситель, «Вам раб не нужен?» Прототип госпожи Лалори