Герой анекдотов и один из наиболее противоречивых фигур Гражданской войны в России. Бесстрашный и отчаянный командир с шашкой наголо на взмыленном коне, талантливый полководец и стратег. Одни современники восхищались им, других этот «чувашский выскочка» искренне раздражал. Ну а мифов о Василии Ивановиче со времён его странной гибели в 1919 году создано ничуть меньше, чем анекдотов. Ими окутано даже детство Чапая.
Версий появления на свет будущего командира кавалерийской дивизии две. Согласно первой, родители Чапаева — Иван Степанович и Екатерина Семеновна — происходили из крестьян Чебоксарского уезда Казанской губернии и прочили своему сыну священническое служение. По другой, более привлекательной для «жёлтой прессы» версии, Чапаев (сам он, кстати подписывался Чепаев) являлся незаконнорожденным сыном безвестного артиста-цыгана и дочери ни много ни мало самого казанского губернатора. В итоге цыган сбежал, губернаторская дочка умерла при родах, а воспитывал будущего героя Гражданской брат губернаторского кучера. Эту легенду эффектно обыгрывает в своем романе «Чапаев» Дмитрий Фурманов. Архивные данные, однако, свидетельствуют именно в пользу первой версии.
Немало мифов сложено относительно гибели Василия Ивановича. По официальным данным, в сентябре 1919-го он утонул в реке Урал, будучи раненым в руку в бою с белогвардейцами. Этой версии придерживается в своей книге и комиссар Фурманов, несмотря на то, что свидетелей непосредственной гибели красного командира не было. Однако есть странное письмо, напечатанное в 1927 году в рязанской газете «Рабочий клич», в котором автор, представившись бывшим красноармейцем 25-й дивизии, утверждал, что вместе с комдивом Чапаевым спасался вплавь, и Василий Иванович даже помогал ему плыть. Потом боец потерял сознание, а когда очнулся на противоположном берегу реки — комдива и след простыл. «Очевидно, он утонул», — заключает таинственный «красноармеец».
Есть и другая, не менее увлекательная версия от «венгерских товарищей», которые якобы переправили Чапаева на плоту на другой берег Урала. Раненый комдив всё же скончался от кровопотери, его якобы наскоро схоронили где-то в ближайших камышах, а могила впоследствии затерялась. Письмо с этой версией получила дочь Чапаева Клавдия, причём уже после окончания Великой Отечественной войны.
Правдоподобность этой версии вызывает сомнение хотя бы по причине непоследовательных действий «венгерских товарищей»: сначала тащить под неприятельским огнём раненого комдива, строить плот для переправы, везти Чапая на другой берег бурной реки, чтобы в итоге потерять его могилу. Как минимум, странно. А то ведь еще находились товарищи, «видевшие» в 60-е годы выжившего Чапаева где-то в Казахстане. Тот якобы чудом доплыл до берега, был подобран казахами, но потерял память. Это уже не просто миф, а готовый сюжет для индийского фильма.
Читайте по теме: Миф о зверствах Красной армии