Сегодня мы расскажем о доблестном сражении, за которое русский граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский первым в истории получил вновь учрежденный орден св. Георгия 1-й степени. Речь идет о битве 1768 года близ небольшой речки Ларга (ныне Молдавия) во время русско-турецкой войны, где наша армия проявила не только храбрость и смекалку, но и дисциплину.
Петр Румянцев – русский военный и государственный деятель, а также главнокомандующий русскими войсками в рамках русско-турецкой войны. После успешного исхода в битве у Рябой Могилы, он решил не ослаблять натиск, а ударить по войскам крымского хана раньше, чем к нему на помощь придет армия турецкого визиря.
Крымские татары заняли позицию на высоком берегу Ларги и начали укрепление, в это время Румянцев вместе с армией продвигался по берегу Прута. Подойдя к месту битвы, наша армия расположилась в виду неприятеля. Но только наши войска начали предварительную подготовку, как примерно 5 тысяч человек неприятельской кавалерии, словно буря, налетели на наши ряды. Они старались выбить из строя людей, стоявших в первых шеренгах, а после того как русские открывали огонь, — моментально разворачивались и скрывались из виду. Через несколько подобных заходов, наша армия выставила вперед небольшие отряды легкой кавалерии, с полевыми орудиями, и набеги тут же прекратились.
На военном совете было принято решение без промедления атаковать противника, не взирая на его более выгодную тактическую позицию. Наш противник тоже не мешкал: 5 июля примерно в 4 часа пополудни, соперники пошли в атаку, но их натиск был успешно отбит. Соперник продолжал натиск, но мы держали позиции как могли.
На следующий день наша армия пошла в атаку первой, причем получив приказ не давать никому пощады. Главный замысел Румянцева состоял в том, чтобы обмануть соперника. Он предпринимал все нужные для того меры: приказал не снимать палатки в лагере, приказал развести во всем лагери огни и не гасить их даже после выступления. Таким образом, Румянцев хотел ввести противника в заблуждение.
Замысел удался. Внезапно появившаяся русская армия перед носом соперника повергла последних в шок. Передовые татарские отряды часовых, увидев сие представление, обратились в бегство и предупредили основные силы о предстоящем действе. Нужно сказать, что враги спали глубоким сном, так как армия наша пошла в атаку достаточно поздним вечером, даже лучше сказать, ночью.
Внезапная атака и сильнейший напор сделали свое дело. Мало того, что соперник был полностью разбит, «ошметки» армии врага были отправлены восвояси, а орудия и покинутый лагерь стали трофеями нашей армии.