Чувствуете аромат свежеиспеченных круассанов? Правильно, ведь мы в Париже — именно здесь родилась автомобильная марка Citroën, снискавшая признание за без малого вековую историю своего существования.
Кстати, появление марки в некотором смысле было бы невозможно без славян. Основатель компании — Андре Ситроен — родился в 1878-м году в семье выходцев из Одессы. Представляете, как бы выглядели автомобили бренда, если бы Андре остался в жемчужине Черноморья? Таки подъехал бы Андрiй на Дерибасовскую, чтоб шиксы аж присвистнули, да умчался вдаль, колесить по Одессе-маме. Эх, жаль все же, что укатил парень в Париж! Но и там устроился весьма недурно: окончил политехнический университет, после которого устроился в мастерскую по изготовлению деталей для паровозов. Уже 1908-м году, т.е. всего в 30 лет (!) Ситроен возглавил автомобильный завод Mors — приходится признать, что Одесса в его лице потеряла настоящего самородка.
Интересный факт:
Логотип компании в виде заостренных вверх двух шевронов — это изображение зубчатой коробки передач. В эмблеме марки навсегда запечатлено самое начало ее истории, когда Андре Ситроен производил и поставлял для авто этот элемент трансмиссии.
Любая война подстраивает мирное производство под себя, и начавшаяся в 1914 году Первая мировая не стала исключением. Завод приступил к выпуску артиллерийских снарядов для нужд отечества. Однако после разгрома Германии нужно было вновь перестраивать завод на мирные рельсы. Но на какие именно, Ситроен поначалу определиться не мог. Андре был знаком с автомобильным бизнесом, но этой темой он не горел. Тем не менее, француз рассудил, что эта сфера набирает обороты, а потому может принести неплохую прибыль. Так Ситроен и вынес судьбоносное решение, которое навсегда вписало его имя в историю.
Все новое – это хорошо забытое старое. Пожалуй, именно так решил начинающий автопроизводитель, а потому образцом для его первых моделей послужили популярные авто Генри Форда.
Первый автомобиль сошел с конвейера в 1919-м году. Citroën Type A проектировки Жюля Саломона комплектовался четырехцилиндровым двигателем объемом 1327 куб.см., имевшим водяное охлаждение. Это был первый автомобиль в Европе, имеющий электрический стартер и свет. Ежедневно с конвейера сходило 100 экземпляров новинки. Модель могла разгоняться до 65 км/час. Кстати, авто получилось достаточно бюджетным — в первый год продаж простой рабочий мог позволить себе Citroën Type A всего за 8000 франков.
В том же году Ситроен решил продать марку, о чем начал переговоры с концерном General Motors. Стороны почти ударили по рукам, но в один момент все обрушилось: американцы решили, что попытка поставить на ноги Citroën влетит в копеечку. Так что французская марка осталась независимой. Это продолжалось до 1935 года.
На Парижском автосалоне в 1924-м году была презентована новая модель Citroën B10. Ее представили как первый европейский автомобиль с кузовом, полностью выполненным из стали. Автолюбители также отметили, что модель оснащена более мощным двигателем (теперь 20 л.с.) объемом 1452 куб. см. При всех этих нововведениях премьеру так же, как и предшественницу, продавали по весьма невысокой цене. Новинка произвела на рынке фурор. Конкуренты подхватили эту идею и с каждым годом совершенствовали ее.
Ну а Citroën почему-то решил остановиться на достигнутом. Но довольно скоро низкая продажная стоимость авто ударила по финансовому состоянию марки: компания стала работать себе в убыток. Опасаясь банкротства, в 1933-м году Citroën разработал модель Traction Avant с цельнометаллическим несущим кузовом, передним приводом и независимой подвеской передних колес. Тогда же марка выпустила первое в мире серийное авто с дизельным двигателем. Его поэтично назвали Rosalie.
Интересный факт:
Эйфелева башня попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире рекламный носитель именно благодаря Андре Ситроену. Название компании в течение девяти лет украшало главную достопримечательность Франции. Помимо такой агрессивной рекламы, марка устраивала спонсорские экспедиции в разные части света, как бы ненавязчиво демонстрируя возможности своих новых моделей.
Андре Ситроен так сильно хотел избежать банкротства, разрабатывая Traction Avant, что… разорил компанию. Дело в том, что модель требовала грандиозных вложений на всех этапах представления на рынок. А спустя два года, в 1935-м, Андре умер от рака желудка. Незадолго до смерти он успел передать компанию в собственность фирмы Michelin.
Вскоре началась Вторая мировая война. Пьер-Жюль Буланже, ставший главой Citroën, всей душой презирал фюрера и его армию солдат.
Во время оккупации Франции он едва ли не открыто насмехался над указаниями «военпреда», намеренно замедлял сборку грузовиков для вермахта или же вообще собирал их с конструктивными изъянами, чем саботировал производство. После освобождения Парижа имя Буланже было внесено Гитлером в «список самых важных врагов рейха». Ну а для французов и всего человечества он навсегда останется героем.
Даже во время войны Буланже всеми силами пытался сохранить специфику своей компании. В период оккупации инженеры Citroën втайне от немцев продолжали совершенствовать проекты своих новых автомобилей — в их числе Type H, DS и легендарный 2СV.
Последний, кстати, представили на Парижском автосалоне в 1948-м году. Citroën 2CV надолго стал самым продаваемым автомобилем Франции. Невысокая цена и надежность привлекали все новых и новых автолюбителей. Модель выпускали до 1990-го года без значительных изменений, всего с конвейера сошло 8,8 млн экземпляров.
Мало кто знает, что первый серийный автомобиль с современными дисковыми тормозами также выпустила компания Citroën. Низко посаженная модель DS-19 сошла с конвейера в 1955-м году. Помимо новых тормозов, авто получило усилитель тормозов и руля, а также гидропневматическую подвеску, благодаря которой машина шла плавно и позволяла регулировать высоту.
Одними из первых Citroën стали разрабатывать и аэродинамический дизайн. Еще в 50-х годах ХХ века марка начала использовать аэродинамическую трубу, чем на несколько десятков лет обогнала конкурентов.
В 1960-м году Citroën, решив еще сильнее укрепиться на рынке, начал совершать финансовые и исследовательские маневры. Но лучшее – враг хорошего. Видимо, горький пример устремлений Андре Ситроена ничему не научил нового директора компании — в 1964-м году она вновь обанкротилась.
Спустя пять лет, едва поднявшись с колен, компания приобрела Berliet – производителя грузовых автомобилей. Это дало свои результаты. А еще через три года в Citroën вошли и «спортсмены» Maserati. Французское руководство еще до банкротства мечтало создать мощный современный автомобиль. И теперь, с покупкой Maserati, эта мечта превратилась в реальность. Воплощенную в 1970-м году мечту назвали Citroën SM. Это была модель с мотором объемом 2,7 л, 170 л.с. и самоцентрирующейся системой рулевого управления.
Новинка оказалась крайне удачной, ее появление поставило Citroën на второе место среди производителей авто во Франции. Недосягаемым идеалом оказалась марка Peugeot.
К середине 70-х годов разразился мировой топливный кризис. Citroën и Maserati, делавшие ставку на большие моторы, не могли не прочувствовать его на себе. Французы продали Berliet и Maserati, чтобы хоть как-то избежать расходов, но это не помогло. Новое, уже третье, банкротство настигло компанию.
Французское правительство в 1976-м году объединило две компании в одну, создав группу PSA Peugeot Citroën. Новый автопроизводитель выпустил ряд успешных моделей, среди которых GS, CX, пересмотренный 2CV, Dyane, а также Peugeot 104, построенный на базе Citroën Visa и Citroën LNA.
Новые владельцы умерили инновационный пыл инженеров Citroën, решив удовлетворить спрос массового потребителя. К концу 80-х Citroën все больше строились на основе Peugeot, а вскоре отличительные особенности марки и вовсе исчезли.
Легкий флер французского автомобильного очарования привлекает многих знаменитостей. Посудите сами:
- Франсуа Олланд, например, предпочитает Citroen DS5 в качестве служебного авто. Ну, скажите вы, президенту Франции сам бог велел. На этой же модели, к слову, ездил и Шарль де Голль. Однако Олланд вызвал умиление у радеющих за чистоту окружающей среды, отказавшись от лимузина в пользу хэтчбека.
- Женщина, которая поет, главная примадонна Всея Руси, Алла Пугачева, по слухам, тоже долгое время отдавала предпочтение этому предстовителю французского автопрома.
С 90-х годов и по настоящее время компания, чья штаб-квартира и сейчас находится в Париже, сделала ставку на расширении географии продаж. Сейчас автомобили Citroen широко представлены не только в странах Восточной Европы, но и в США, странах СНГ и в Китае.