В период с 1494 по 1559 Европу раздирали итальянские войны. Ну, не столько Европу, сколько ослабленную и разрозненную Италию. Лакомый кусочек на карте мира — как же им хотелось обладать, как хотелось получить несметные богатства прекраснейшей страны. Франция, Испания, Священная Римская империя и ряд других стран Западной Европы тоже так считали, поэтому, собственно, и развязали войну.
Все началось с войн между Венецией, Миланом и Флоренцией. Они стремились захватить власть в Северной Италии. Военные конфликты всегда дело затратное, особенно, если конфликт внутри страны. Поэтому три вышеуказанные представительницы заключили союз, к которому позже присоединились и папа римский, и Неаполитанское королевство. Позже, с целью поддерживать мир, порядок и равновесие, на территории Италии образовалась Итальянская лига. Участники лиги обязались решать вопросы мирным путем, без применения военных сил, и кроме того, в задачи лиги входило удержание Франции вне территории Италии. Поскольку те упорно стремились «оттяпать» себе от Италии хоть чего-нибудь.
Но по мировым законам счастье не может длиться долго. В 1490-х годах положение дел начало меняться. Власть сменилась, и у новопришедших были совершенно другие приоритеты. С 1492 года каждый уже действовал в своих интересах. В особенности, Александр VI Борджиа, который стремился создать наиболее благоприятные условия для своей семьи, не учитывая интересы других знатных и влиятельных семей. Все эти факторы привели к началу Итальянских войн, длившихся с 1494 по 1559 год. И, естественно, войны распространились не только на территорию Италии, но и в последствии, на всю Европу.
И событие, точнее, сражение, о котором мы сегодня поговорим, произошло уже на последних этапах столь затяжной войны, а именно, в 1558 году. Гравелинское сражение нельзя обойти стороной, как минимум, стоит отметить факт, что за время итальянских войн значительно усовершенствовались военные технологии. Например, каменные ядра стали чугунными, железное оружие теперь делалось также из чугуна и бронзы. Значительно улучшилось качество пороха. В общем, что касается технического оснащения, тут вопросов нет, все самое передовое.
В этом сражении схлестнулись французская и испанские армии недалеко от пролива берега пролива Па-де-Кале, там, где река Аа впадает в Северное море. Французская армия должна была соединиться со своей частью, чтобы иметь численный перевес, хотя отставание от испанской армии было невелико: 1500 человек. Но испанцы всеми силами хотели помешать объединению. Конечно, избавляться от какой-то части, чем от единого целого – проще, особенно, когда речь идет о военной тактике.
Часть французской армии схлестнулась в бою с испанской. Французы дрались настолько мужественно, насколько могли. Но они были загнаны в угол: позади река, впереди испанская армия. Бежать некуда, если драться — то до последнего. И все бы хорошо, но вот вскоре на горизонте замаячили английские корабли, открывшие огонь по французам.
Такое дело ввело французов в полнейшее замешательство, воспользовавшись этим смятением, испанцы тут же перешли в атаку. Кому-то повезло — они успели убежать, кому-то не очень — они попали в плен, а какой-то части не повезло совсем – начался прилив.
Для французов этот бой закончился крахом, вместе с их надеждами на выгодный мирный договор.