Белая сорочка, галстук и… черная мантия с красным подбоем — с этим описанием формы факультета «Гриффиндора» школы чародейства и волшебства Хогвартс знаком каждый, кто хотя бы раз слышал о Гарри Поттере. Зато тех, кто еще помнит, как выглядела школьная форма наших бабушек и дедушек, сегодня не отыщешь. Зачем искать? Ведь есть HistoryTime, который знает ответ на любой исторический вопрос — даже о советском школьном дресс-коде.
Впрочем, если вы думаете, что школьная форма — это советское изобретение, то сильно ошибаетесь. Впервые форменную одежду для учащихся ввели в Британском королевстве — еще в XVI веке. Сохранились сведения, что она была синего цвета — якобы такая ткань была самой дешевой. Традицию британского смирения школяров Российская империя переняла только спустя три столетия — в 1811 году. Первым учебным заведением, где ввели форму, стал Царскосельский лицей. Так что Александр Пушкин и его однокашники вынуждены были носить мундиры из темно-синего сукна с красными стоячими воротниками, шитые серебром и золотом, с позолоченными пуговицами. Да еще и белые брюки-лосины с высокими сапожками.
В 1834 году, уже при Николае I, всех поголовно мальчишек-гимназистов решено было включить в единую систему гражданских мундиров. Император, как известно, в военизированную форму одел едва ли не всех мужчин империи. Согласно «Табели о рангах», гимназисты носили двубортные шинели с серебряными пуговицами и темные однобортные мундиры с воротником, обшитым серебряным галуном. С 1862 года к фуражке с лаковым козырьком добавили башлык из верблюжьей шерсти. Причем форму было строго предписано носить не только в стенах учебных заведений, но и вне их. А в 1896 году добрались и до девочек — школьная форма была введена для воспитанниц Смольного института благородных девиц. Институтки, в зависимости от возраста, носили платья кофейного, голубого, серого или белого цветов, а поверх — черный передник, который по праздничным дням сменялся белым.
А вот советская власть поначалу вообще упразднила ученическую форму (вместе с балльной системой оценок, царскими учебниками и многим другим). Большевики решили, что с точки зрения классовой борьбы эта одежда является символом принадлежности к высшим сословиям. В ту пору была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка». Так что советские школьники ходили на занятия в том, что могли предоставить им родители. Редким исключением в середине 1930-х стала специальная пионерская форма для тех, кому посчастливилось попасть в лагерь «Артек» — на эту «витрину счастливого советского детства» выкладывали всё в наилучшем виде. Ну а простые пионеры тем временем даже галстуки мастерили себе сами.
Впрочем, несмотря на всеобщую бедность, в 30-е годы в советских школах был введен первый дресс-код: светлые (белые, серые, голубые) рубашки или блузки, темные (черные, серые, синие) брюки или юбки. Но вряд ли этому правилу строго соответствовали все советские школьники – многие из них вообще ходили на занятия по очереди со старшими братьями, имея одни штаны или обувь на двоих.
Обязательное введение стандартной школьной формы произошло в СССР уже после войны, в 1948 году — в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в свою форменную одежду. Школьная форма образца 1948 года во многом копировала фасон классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам — те же серые гимнастерка военного образца с планкой на груди и картуз для мальчиков, те же фартук на коричневое шерстяное платье и белые воротнички для девочек.
В 1962 году, в эпоху «хрущевской оттепели», военизированные гимнастерки сменили на серые цивильные фланелевые пиджачки. Поскольку ткань была очень плохого качества, форма мгновенно теряла привлекательность — затиралась и заминалась.
В 1973 году форму для мальчиков снова изменили: серый «футляр» поменяли на синие брюки и курточки модного покроя из полушерстяной ткани. Куртку украшала эмблема в виде раскрытой книги, пять алюминиевых пуговиц, манжеты и два карманами с клапанами на груди. Для девочек фасон оставался неизменно скучным, поэтому многие мамы брались шить дочкам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые — из шелка и батиста, украшая их кружевами.
Читайте также: Читательский бум vs. книжный дефицит, История рабочего и колхозницы