Меня зовут Кузькой. Можно Кузенькой: я маленький еще…
Семь веков всего прошло, восьмой пошел…
мультфильм «Домовенок Кузя»
Помните, собираясь на прогулку с бабушкой, мы обязательно присаживались на дорожку? Скорбно уставившись на часы, мучились вопросом: когда же все-таки можно будет встать и отправиться навстречу путешествиям? И вообще не представляли, зачем нужно просто так сидеть и чего-то ждать.
А вообще, откуда пошла эта, на первый взгляд, нелепая традиция? Современному жителю мегаполиса, привыкшему жить в постоянной погоне за экономией времени, сложно представить, что перед выходом необходимо присесть. Сейчас это кажется странным и даже немного смешным. Скажем откровенно, сейчас даже от самого выражения «присесть на дорожку» сильно тянет нафталином. Но не спешите осуждать эту традицию. Например, вы представляли, что люди «присаживались» еще до появления христианства?
Давным-давно, еще до крещения, Русь спасалась «народной» верой – язычеством. Ведь одно из значений древнеславянского слова «язык» — народ. Так вот, этот народ искренне верил, что все происходит по воле духов, которые управляют миром. Обряды, задабривающие этих мифических сущностей, плотно вошли в обиход наших предков. Традиция присесть на дорожку неразрывно связывалась с, пожалуй, самым известным нам духом – домовым.
Русские также называли домового голбешником. Это название произошло от излюбленного места домашнего духа – за перегородкой за печью.
Древние верили, что именно домовой обеспечивает семье благополучие и здоровье. Предания гласили, что если домовой сроднится со своими домочадцами, то всегда предупредит их о грядущей опасности. И все в доме, — мебель, предметы обихода, скот, даже сами обитатели жилища, — все принадлежит домашнему духу. Отъезд кого-то из домочадцев воспринимался голбешником как непреодолимая тягота. Добрые домовые в отсутствии хозяев следили за порядком в доме. А вот злыдни, так наши предки называли злых домовых, могли мешать уезжающим, а то и вовсе погнаться вслед за ними и устраивать неприятности.
Кстати, голбешник также мог предупредить хозяев об опасности, намекнуть, что лучше поостеречься и не покидать дом, а то произойдет беда. Если накануне поездки начинала беспричинно биться посуда, а предметы обихода, уютно развешанные по стенам, начинали с них срываться – дело ясное, лучше поездку отложить.
Только вдумайтесь, сколько раз перед неудачной поездкой вы, в спешке выбежав из дома, забывали документы. А как часто захлопывается дверь, когда ключи остаются в квартире!
Присаживаясь на дорожку, хозяева дома пытались отогнать от себя беду. Стоило всего на пару минут перестать суетиться, и можно было заметить, какой знак подает миролюбивый домовой. Если дверь по-домашнему скрипнет, да яблочко в ее сторону покатится – хорошее предстоит путешествие.
А вот если в вашем доме поселилась злыдня, то верный способ усмирить его перед поездкой – все то же «присаживание». Традиционные посиделки перед отъездом отвлекали домового. Он видел, что нет никакой спешки, и решал, что все в порядке, все дома, а потому можно успокоиться и заняться своими делами.
Существует и более приземленная трактовка этой традиции. Присесть на дорожку необходимо, чтобы еще раз окинуть взглядом свои «владения», вновь перебрать в памяти содержимое многочисленных сумок, чтобы удостовериться, что все необходимое уже упаковано.
Нам версия с таким своеобразным диалогом с домовым кажется более романтичной. Да и кто знает, быть может, древние не ошибались, ведь не случайно эта традиция так укоренилась в нашем сознании. Поэтому давайте присядем. Но поторопитесь, последний поезд в лето скоро уедет!
Читайте также: