Погрустневший Никифор Ляпис-Трубецкой пошел снова в «Герасим и Муму»
«Двенадцать стульев» — это самая настоящая кладезь на прототипов. Даже у «молодого человека с бараньей прической и нескромным взглядом» есть такой. Живущий за счет стихов и поэм про «Многоликого Гаврилу» Никифор Ляпис-Трубецкой впервые появляется в XXIX главе под названием «Автор «Гаврилиады». Поэт звучит, конечно, хорошо, но все-таки Никифор есть не кто иной, как обыкновенный халтурщик, который приспосабливает своего Гаврилу к любой производственной тематике.
Служил Гаврила хлебопёком, Гаврила булку испекал
Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил…
Вопрос о том, кто же все-таки послужил прототипом Ляписа-Трубецкого, долгое время оставался открытым. В первую очередь, стоит отметить, что Никифор – это собирательный образ-карикатура на советских поэтов. Готовых приступить к моментальному выполнению любых «социальных заказов». Но нам все же интересен конкретный человек, образ которого воплотился на страницах романа. Секрет раскрыл писатель Виктор Ардов в книге «Этюды к портретам». Осип Колычев являлся прототипом Никифора.
Настоящее имя нашего героя — Иосиф Яковлевич Сиркес, он был русским советским поэтом и переводчиком. Родился Ёся в Одессе в семье журналиста, фельетониста и куплетиста Якова Осиповича Сиркеса. Смело можно сказать, что сын пошел по стопам отца. Уже в 16 лет он дебютировал в качестве поэта в журнале «Силуэты», где был опубликован с Семеном Гехтом под совместным псевдонимом. Входил в ассоциацию писателей «Потоки Октября». В 1928 году переехал в Кунцево, тогда еще село неподалеку от Москвы, и поступил в Институт народного образования. Через 2 года в Москву перебралась вся семья.
В том же 1930 году Иосиф выпустил первый поэтический сборник, за ним стали появляться и другие. Был известен своими переводами, в частности еврейских поэтов. Иосиф был автором многих песен, на военную тематику, на социалистические темы. В последние годы жизни занимался живописью. А прототипом он стал потому что фамилия Сиркес – была созвучна фамилии Ляпис. Все оказалось так просто, но зато сколько догадок породил этот секрет.
Например, Константин Паустовский, работавший вместе с Ильфом и Петровым, вспоминал, что во Дворце Труда, где находилась их газета, располагалось множество редакций. Таким образом, некоторые авторы в течение дня могли получать гонорары сразу в нескольких изданиях. То есть, не выходя из здания, многие впопыхах писали стихи и поэмы, прославлявшие людей разных профессий – будь то швея или пожарный. По другой версии, а именно, по мнению Бориса Галанова, во время создания образа Ляписа писатели использовали статью из журнала «Смехач», где высмеивался один «довольно известный поэт». Он разместил свои стихи, объединенные общей темой, одновременно в нескольких изданиях. И таких версий можно найти бесконечно много. Но главную и самую верную мы вам описали выше.