Небольшую могилу с высеченными на надгробии пятью головами львов в швейцарской Лозанне знают все — в ней похоронена великая мадемуазель Коко. Точнее, Габриэль Бонёр Шанель — единственная из кутюрье, кому удалось создать не просто моду, а свой исключительный мир стиля. Почему львы? Шанель родилась под этим знаком зодиака, считала львов своими покровителями. Львиный нрав полностью олицетворял природу самой Коко: такую же бурную и бесстрашную. Именно львиная хватка помогла ей произвести настоящую революцию в облике женщины. Сняв с нее корсет, укоротив юбку, освободив тело, Шанель раскрепостила душу и сознание представительниц прекрасной половины человечества, дала им почувствовать, что они действительно прекрасны. При этом сама она всю жизнь плыла против течения — жила, поступала и добивалась триумфов вопреки, разрушая старые устои, создавая свои традиции.
Уже с детства Коко научилась непреклонности и стойкости: сиротство и бедность сыграли свою роль. Сперва отец после смерти матери отдал девочку бабушке на попечение — семья едва сводила концы с концами. После и этот уютный уголок пришлось сменить на холодные стены приюта при монастыре. Всю последующую жизнь Шанель пыталась избавиться от теней прошлого, сочиняя легенды о несуществующих тетках, у которых провела беззаботное детство. Она старалась забыть о том жалком и одиноком существовании, когда в отчаянии кричала воспитанницам приюта: « Я не сирота!» Уже тогда малышка Коко поклялась самой себе, что преодолеет барьер бедности.
Впрочем, Коко она стала не сразу. После выхода из приюта, предоставленная сама себе Габриэль днем работала в ателье, а по вечерам пела в кабаре. Она выступала с песнями Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Coco — благодаря им Шанель и получила своё запоминающееся прозвище. Во время одного из выступлений она познакомилась с офицером Этьеном Бальзаном. Недолго думая, она уехала с ним в Париж, жила в его замке в качестве жалкой содержанки: богатый хозяин не слишком считался с мнением и нуждами девушки. В замке на правах «законной» любовницы хозяйничала знаменитая в то время в Париже кокотка (женщина легкого поведения, находящая на содержании у мужчины) Эмильенн д’Алансон. Так что гордой Шанель пришлось несладко и под крылом Бальзана — ежедневно она переживала насмешки и пренебрежительное отношение счастливой соперницы. Коко прекрасно понимала, что идти ей некуда, она мучительно искала спасения, мечтала о достойном занятии. Бальзан же не торопился помогать забавной подружке, полагая, что эта «непоседливая дворняжка» все равно ничего не добьется.
Однако Шанель, закаленная в ежедневной борьбе за существование, не собиралась сдаваться. Она познакомилась с английским промышленником Артуром Кэйпелом по кличке «Бой». Судьба улыбнулась ей, Коко удалось разбудить ревность Бальзана — в этом соперничестве она выиграла для себя средства, чтобы открыть в 1910 году модную шляпную лавку.
Шляпки от Шанель быстро набирали популярность. С Артуром Кэйпелом она приобрела известность в свете, у нее появились не только собственные деньги, но и авторитет среди парижских актрис, которые стремились приобрести экстравагантный головной убор от Коко. Но она уже осознавала, что шляпный бизнес слишком мал для нее. Уже тогда она начала понимать, что женский костюм связан с самоощущением ее обладательницы, что одежда имеет свою логику, отвечающую потребностям времени.
Разрушая устоявшиеся каноны, Коко создает стиль, где роскошь отделки уступала главенству линий. Изящество покроя облагородило недорогие материалы, сделав элегантность и изысканность костюма доступными большинству женщин. Парижанки решительно устремились по пути, указанному рожденной в нищете провинциалки Шанель.
Как человек приходит к гениальному озарению? Это невозможно отследить. Сама Коко вспоминала, что однажды холодным днем надела мужской свитер и подвязала его платком (на талии). В тот день никто даже не понял, что на ней был свитер. Ее великая идея заключалась в том, чтобы трансформировать мужскую английскую моду в женскую. Все, к чему она прикасалась, преображалось: жакеты, блузки с галстуками, запонки – все, что она заимствовала у мужчин, благодаря её задумкам превращалось в стильные женские аксуссуары.
Платья женщин начала века, особенно кокоток, превращали их в дорогие безделушки, которыми играли типы, вроде Бальзана. Сняв с представительниц прекрасного пола такие туалеты, Шанель спровоцировала вымирание целого социального слоя.
Она творила буквально «на ходу», никогда не делала эскизы заранее. Ей было достаточно булавок, ножниц и манекенщицы, чтобы прямо на ней превратить бесформенный массив ткани в элегантную роскошь. При этом самих манекенщиц она не любила. Точнее, не понимала, как женщина может впустую растрачивать то, что дала ей природа. По словам Коко, манекенщицы — как часы: часы показывают время, а манекенщица – одежду, которую на нее надевают. Они могут заниматься этим ремеслом, потому что красивы, но если бы были умны, то уже не занимались бы им. Шанель всей своей сущностью доносила до женщин, что счастье не в том, чтобы идти рука об руку с богатым мужчиной, не в минутной страсти, а в деньгах и независимости, в возможности помогать окружающим, в даре обращения с искусством.
Как маленькая покинутая сиротка стала императрицей вкуса и законодательницей моды? Благодаря своей общительности Шанель вошла в круг художественной и артистической богемы Парижа. Более того, она стала ангелом-хранителем Русского балета. Однажды в отель, где жила подруга Шанель, ворвался знаменитый театральный деятель Сергей Дягилев. Он сбежал из Лондона, разоренный провальной постановкой «Спящей красавицы» и теперь не мог оплатить счета. Дягилев был напуган и не знал, что делать. Когда Мися Серт (подруга Шанель) вышла из комнаты, привлеченная телефонным звонком, Шанель стремительно подошла к Сергею Павловичу и предложила ему прийти к ней за помощью. Коко подарила ему чек на нужную сумму — с той поры отель «Риц», где жила Шанель, стал местом паломничества для русских танцовщиков. Шанель платила за всех и за все — но не потому что когда-то платили за нее, а потому что она хотела забыть те времена и обожала искусство.
На протяжении десятилетий ее окружала художественная элита Парижа: Кокто, Пикассо, Дягилев, Стравинский, Бакст, Лифарь, Реверди и Жуве стали ее друзьями. Она была возлюбленной Великого князя Дмитрия Романова (того самого, который участвовал в убийстве Григория Распутина), однако единственно дорогим ее сердцу мужчиной был герцог Вестминстерский. По ее признанию, это был тот человек, на которого она могла опереться и быть словно маленькая девочка: послушной и робкой. Однако до свадьбы не дошло. Рассказывают, что однажды она сказала возлюбленному: «Зачем мне выходить за тебя, ведь Коко Шанель единственная на свете, в то время как есть уже три герцогини Вестминстерские». В этой фразе заключается вся суть Шанель — она выбрала независимость и одиночество.
Помимо знаменитого черного короткого платья, всемирную известность Модному Дому Шанель принес легендарный парфюм «Шанель №5». 5 мая 1921 года в Париже состоялась их торжественная презентация. Коко не любила цветочных запахов, считая их приметой буржуазного стиля. Образ женщины-цветка не устраивал реформатора моды. Сторонница минимализма и гигиены ратовала за личную опрятность. Она была против тех, кто использует духи, чтобы заглушить запах немытого тела. Кроме того, ей не нравилась манера обильно душиться, типичная для начала века. Новаторское мышление Шанель нашло опору в последних научных разработках своего времени. К 1920 году в парфюмерии уже применялись синтетические мускусы в качестве фиксаторов композиции, но воспользоваться этими еще не апробированными новинками мог только очень опытный парфюмер. Им оказался еще один эмигрант из России (Шанель всегда водила дружбу с русскими) Эрнест Бо. Коко познакомилась с ним на пляже в Каннах. Именно Эрнест, до революции работавший на старейшей российской парфюмерной фабрике Ралле, помог мадам Шанель составить знаменитый аромат «Шанель №5» – духи, которые «пахнут женщиной». По легенде, смешав вместе с Бо в одном флаконе 80 разных запахов, Коко из 10 парфюмерных пробирок выбрала пятую, добавила в нее немного «ландыша» и, не долго думая, присвоила полученному аромату свое имя с порядковым номером пробного флакона. Все просто! Простота во всем была ее главным качеством.
Коко первая, кому удалось вывести высокую моду на улицы городов. Ее клиентками были и актрисы, и артистки, и миллиардерши, и жены президентов. Но главным своим достижением она считала именно общедоступность.
До конца своих дней она трудилась над коллекциями, накопила огромное состояние, но, к сожалению, успешная карьера сказалась на семейном счастье. Шанель была одинока и свое состояние она не могла кому-либо передать. Однажды у нее даже вырвалось: «Даже не знаю, была ли я счастлива…» Ответа на этот вопрос не знает никто. Даже если Коко не была счастлива, она подарила это ощущения тысячам женщин.