Успевает всюду тот, кто никуда не торопится
— Профессор Преображенский
Филиппа Филипповича мы встречаем в фантастической повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Сын кафедрального протоирея, настоящий аристократ, воплощение погибающей русской культуры. Мужчина активно занимается проблемой омолаживания человека. В ходе своей научной деятельности профессор, в качестве эксперимента, пересаживает человеческие семенные железы и гипофиз. Никак не ожидая того, что дворняга по кличке Шарик превратится в тунеядца, лодыря и хама Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Михаил Булгаков создал поистине гениальнейшее произведение, соединившее в себе черты реализма двадцатых годов и фантастики. Однако профессор Преображенский отнюдь не выдумка. Его прототипами стали несколько реальных медиков: Николай Покровский, Сергей Воронов, Алексей Замков, Илья Иванов и другие. В рамках нашей статьи мы расскажем вам о Сергее Воронове.
Будущий хирург родился в деревне недалеко от Воронежа в семье субботников. «Субботники» — это религиозное движение в России. Подобно иудеям они соблюдают субботу, то есть не работают в этот день. Точная дата рождения Сергея не известна, поэтому принято указывать 10 июля 1866 года – день его обрезания в синагоге. В 1884 году, в возрасте 18 лет, Сережа эмигрировал во Францию. Там он начал изучать медицину. Обратим ваше внимание, что юноша был учеником знаменитого французского евгениста (евгеника – учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств), биолога и хирурга Алексиса Карреля. За свои труды тот впоследствии был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Из этого можно сделать вывод, что Сергей Воронов был очень талантливым и способным учеником, подающим большие надежды, раз его под свое крыло взял столь выдающийся ученый.
У Алексиса Сергей научился методике хирургической пересадки органов. Кроме того, наш герой потратил 14 лет на изучение последствий кастрации евнухов в Египте. Это исследование положило начало работе Сергея по омоложению, которая и сделала его знаменитым.
Все началось, когда в 1889 году Воронов решил ввести себе под кожу экстракт перемолотых яичек собаки и морской свинки. Он ожидал, что данная инъекция повысит его гормональный уровень и, как следствие, задержит процесс старения. Однако эксперимент не оправдал ожиданий. Но ученый не собирался останавливаться. Все последующие попытки были продолжением первого опыта — Сергей предположил, что нужны более радикальные меры. Он стал заниматься пересадкой щитовидных желез шимпанзе людям с щитовидными заболеваниями. Более того, Воронов пошел дальше, пересаживая яички казненных преступников миллионерам. Причем эффект был, и в один прекрасный момент спрос на яички смертников превысил предложение. Тогда Сергей начал использовать ткань с яичек обезьяны.
Почти за 10 лет исследований в данной области, Сергей провел порядка пятисот пересадок на козах, быках и овцах. Он прививал яички молодых особей к более старым. По результатам экспериментов, обнаружил, что старые особи с яичками молодых вновь обретали прыть и игривость.
12 июня 1920 года Воронов провел первую официальную пересадку «желез обезьяны» человеку. Операция произвела фурор, через 3 года во время хирургического конгресса в Лондоне хирургу рукоплескали стоя. Сергей издал книгу, в которой описывал все положительные эффекты от данного вида трансплантации: улучшение памяти, зрения, увеличение времени работоспособности, в том числе возможное увеличение либидо.
В 20-х годах метод доктора Воронова пользовался огромной популярностью, словосочетание «железа обезьяны» не сходило с уст публики. Спрос на операции был так велик, что Сергей открыл собственный питомник по разведению обезьян. Сергей добился славы, признания и богатства. Доктор не остановил исследования на пересадках «желез обезьяны» мужчинам. Он также изучал возможность пересадки обезьяньего яичника женщинам и на обратном процессе: пересадке человеческого яичника обезьянам, а также занимался исследованием искусственного осеменения обезьяны человеческой спермой.
Однако вскоре Воронов попал в опалу и прекратил эксперименты: публика переменила настроение под давлением скептически настроенного научного общества. Чуть позднее оказалось, что хирургические операции не достигли поставленных целей. А все чудеса, которые описывали доктор и пациенты, лишь результат эффекта плацебо. Его методы были заклеймены, а сам Сергей высмеян и унижен.
Потерявший признание и репутацию, доктор умер в 1951 году в Швейцарии от осложнения в результате неудачного падения. Воронов сломал ногу, а во время курса лечения его легкие перестали работать. Существуют две версии произошедшего. По первой сгусток крови, находящийся в сломанной ноге, поднялся вверх, что вызвало остановку дыхания. По второй Сергей Воронов болел пневмонией, от нее и скончался.
Справедливости ради, считаем необходимым отметить, что исследования доктора Воронова были восстановлены и даже использованы в современной научной деятельности.