Раз, два, Фредди заберет тебя,
Три, четыре, запирайте дверь в квартире,
Пять, шесть, Фредди хочет всех вас съесть,
Семь, восемь, он придёт к вам в дом без спроса,
Девять, десять, никогда не спите, дети.
Девять полноценных фильмов франшизы, 44 эпизода сериала, пять компьютерных игр и бесчисленное количество комиксов. По сей день маньяк из «Кошмара на улице Вязов» остается самым узнаваемым кинозлодеем. Каков же был путь создания этого яркого персонажа, удивительным образом сочетающего в себе склонность к садизму и обаяние?
В 70-х годах американский кинорежиссер Уэс Крэйвен представлял авангард режиссеров, стремившихся вывести жанр хоррор на новый уровень. Новаторы отказались от добывания страха в мире древних чудовищ, мертвецов, вампиров и прочей мистики, и сосредоточились на вполне реальном ужасе, встреча с которым возможна в обыденной жизни. На помощь пришли стремительно развивающиеся СМИ, постоянно публиковавшие леденящие кровь истории из соседних штатов, и раскрепощение киноэстетики в сторону натурализма. Тогда же и появился жанр слэшер, кстати говоря, здравствующий до сих пор. С экранов полились реки бутафорской крови.
Идея «Кошмара на улице Вязов» появилась у режиссера после прочтения статьи из The Los Angeles Times. В ней повествовалось о серии смертей во сне среди подростков в Калифорнии. Вдохновленный Крейвен начал написание сценария; по его версии причиной гибели детей был убийца из их снов. Недолго думая, он дал ему имя парня, издевавшегося над ним в школьные годы, а прототипом злодея стал бомж, напугавший режиссера в детстве.
Сначала Фредди должен был ходить в плаще, но во время съемок плащ потерялся, и Уэс одолжил у одного из осветителей свитер, связанный его невестой. Мужчина с радостью отдал отвратительную кофту, так как ни цвет, ни фасон изделия ему не нравился, но иногда приходилось его надевать, так как невеста обижалась. Чего ни сделаешь ради любимой женщины!
Итак, вернемся к Фредди: сочетание обгоревшего лица, руки с лезвиями и, откровенно говоря, мерзкого свитера, сделали свое дело. Образ злодея был отвратительным и жутким, а, главное, чрезвычайно эффектным. Также, неожиданно для режиссера, на главном злодее появилась шляпа. Предполагалось, что Фредди будет сверкать обгоревшей головой, но когда на него надели головной убор, то добавился эффект неожиданности, когда изуродованное лицо стало появляться из под ее полей.
Грим злодея – тоже отдельная история. Как правило, на центрального персонажа слэшера просто натягивается маска, скрывающая мимику исполнителя, что не дает зрителю никакой возможности предположить, что под ней творится. Лицо Фредди было открыто, что только подчеркивало его близость к миру живых, добавляя жути.
После создания сценария и образа главного персонажа пришла очередь выбора актерского состава. Уэс категорически отказывался работать с известными медийными личностями. По итогам кастинга были выбраны Хэзер Лэнгенкэмп, Аманда Уисс, Ник Кори и Джонни Депп. Последний, кстати, в фильм попал совершенно случайно. На роль Глена, молодого человека Нэнси, пробовалось несколько актеров. Одним из них был Джеки Ирли Хэйли. И пока молодой человек проваливал пробы, его спокойно ждал друг, пришедший за компанию. Уэс предложил юноше тоже попытать счастья, и на удивление тот очень достойно выдержал испытание. Его утвердили на первую в своей жизни роль. Так Джонни Депп и попал на широкие экраны. На роль Фредди изначально планировалось взять какого-нибудь каскадера: не нужно много платить, так как актерское эго сладко спит, а трюки он сможет выполнять сам. Однако утвержденный на роль двухметровый верзила совсем не понравился режиссеру. Тогда Уэс отправил сценарий телезвезде Роберту Инглунду, прославившемуся в сериале про доброго инопланетянина Вилли. Запертый в клетке образа, актер искал любую возможность, чтобы «отлепить» свое имя от персонажа сериала. Буквально проглотив сценарий, Роберт без тени сомнений согласился на исполнение роли.
Бюджет фильма составлял всего полтора миллиона долларов — много ли по меркам киноиндустрии? Такой малый бюджет требовал минимальных расходов: сцены снимались практически без дублей, а о повторе спецэффектов не могло быть и речи. Кстати говоря, такие сцены съемочная группа мастерила в поте лица, проявляя небывалые чудеса смекалки. Например, в эпизоде убийства Тины, где девушка не может убежать от маньяка, использовали беговую дорожку, а для момента, в котором Нэнси увязает в ступенях лестницы, месили то ли овсяную муку, то ли блинное тесто. В общем, использовали все, что можно, придумывая совершенно невероятные способы применения довольно обыденным предметам домашнего обихода.
Двумя самыми сложными сценами заслуженно считаются эпизод, где Нэнси засыпает в ванне и моменты убийства Тины и Глена. Но обо все по порядку.
Когда снимали эпизод в ванной комнате, съемочная группа провела на площадке около 12 часов. Для сцены соорудили ванну без днища, помещенную над большим резервуаром с водой: актриса «держалась на плаву», упираясь ногами в стенки. Также там находился каскадер, мучившийся от похмелья, поэтому не способный находиться в воде долгое время. Тогда в резервуар залез еще и один человек, ответственный за выныривающую из-под воды руку Крюгера.
Для эпизодов со смертью Тины и Глена было решено создать грандиозную декорацию: комната вращалась. В обеих сценах было решено переворачивать и конструкцию, и камеру вверх ногами. Тина ползала по потолку, а кровать Глена выплевывала наверх фонтан крови. Конечно же, вся обстановка должна была при этом в кадре выглядеть правдоподобна. Все висячие и свободно лежачие предметы намертво прикреплялись к своим местам. В итоге на строительство декорации ушло почти полгода, учитывая, что сами съемки длились 30 дней. Комнату вращали вручную, и единственный дубль почти закончился трагедией. Во время записи эпизода с кровавым фонтаном вращение началось не в ту сторону. 300 литров окрашенной воды вылилось на декорации и всю съемочную группу, некоторые из них получили удары током. Возможности переснять сцену не было, так что дубль с кровавой смертью Джонни Деппа навсегда вошел в анналы кинематографа именно в таком виде.
После съемок фильма проблемы не закончились. Отснтый фильм не хотели пускать в прокат. Тогда Уэс Крэйвен подрезал ленту, убрав особо изощренные подробности смертей. После этого картину выпустили для ограниченного просмотра. И к удивлению всех «Кошмар на улице Вязов» в кратчайшие сроки добрался до десятой строки кассового рейтинга, а после собрал в общей сложности 25 миллионов долларов, что многократно окупило деньги, потраченные на съемки фильма.
Так история, начавшаяся со статьи в газете и страшного воспоминания из детства, превратилась в культовую и навсегда стала классикой фильмов жанра хоррор.