Со школьной скамьи мы привыкли считать, что ужасы инквизиции творились исключительно в странах Западной Европы. Однако православные священники не слишком-то отставали от коллег-католиков: костры христианского правосудия пылали и на Руси. HistoryTime рассказывает о самых ярких примерах преследований еретиков в российской истории.
История сожжений
Строго говоря, православная инквизиция — это, конечно, художественная метафора. Понятие «инквизиция» подразумевает под собой существование некоего института, оформленного карательного органа. В системе православной церкви подобного подразделения никогда не существовало, но это не отменяет того, что на Руси также зачастую использовались суровые инквизиционные методы. Например, на протяжении XIII — XVIII веков на территории России была распространена казнь путем сожжения, и применялась она как раз в основном по отношению к колдунам и еретикам.
Первое упоминание об использовании на Руси этого жестокого способа казни относится к 1227 году. Если верить летописи (а не верить ей нет основания), в Новгороде в тот год были сожжены четверо волхвов-кудесников. Еще один знаменитый эпизод с костром произошел в конце XVI века: литовского князя Ивана Лукомского и его переводчика заподозрили в участии в заговоре против Ивана III и заживо сожгли, предварительно заперев в клетке с железными прутьями. Стоит отметить, что кара огнем вовсе не была превышением должностных полномочий со стороны палачей: этот способ казни был зафиксирован в Соборном уложении 1649 года. Возможно, сожжение и ранее считалось вполне легальным способом расправиться с идеологическим противником, но более древние правовые источники, в которых это могло быть отмечено, до наших дней не сохранились. Согласно Соборному уложению, сжигать можно было за хулу на Господа и за призыв к «бусурманской вере». Спустя четыре года указом Алексея Михайловича также было постановлено отправлять на костер за колдовство. В общем, любимый набор европейских инквизиторов. Интересно, что Петр I приравнял к описанным выше прегрешениям и фальшивомонетничество: согласно Воинскому уставу императора 1716 года за подделку монет тоже сжигали.
Ересь жидовствующих
Одной из наиболее масштабных казней еретиков на Руси стало сожжение так называемых «жидовствующих». Так называли вольнодумцев, не придерживавшихся официальной позиции православной церкви. Как легко понять из названия, жидовствующие в своих воззрениях опирались на некоторые элементы иудаизма. К этой группе в числе прочих относились и многие священнослужители, подвергавшие сомнению определенные православные догматы. Одним из наиболее известных последователей этого течения был Федор Курицын — авторитетный политический деятель того времени. В 1490 году все приверженцы этой ереси были преданы анафеме. К некоторым новгородцам, уличенным в богохульстве, был применен весьма своеобразный метод наказания: их посадили на лошадей задом наперед, провели через город, чтобы этот позор лицезрели все жители Новгорода. На головах несчастных красовались колпаки из бересты, а на груди было написано: «Се сатанино воинство». После данного мероприятия на головах еретиков сожгли их колпаки — получилось что-то вроде гражданской казни.
Однако московские жидовствующие, во главе которых как раз и находился Федор Курицын, не спешили прекращать борьбу. Противостояние еретиков и приверженцев классического православия продолжалось вплоть до 1504 года, пока не привело к казни — на сей раз настоящей — представителей группы жидовствующих. Вдохновившись примером испанских инквизиторов, было решено уничтожить противников на костре. Специально для такого события были возведены срубы из дерева, в которых и сжигали неугодных еретиков. Самому Федору Курицыну удалось избежать казни, однако его брат Иван (также бывший дипломатом и дьяком) и многие союзники погибли в огне.
Церковный раскол
Следующим поводом для массовых казней стал раскол второй половины XVII века. Именно в это время патриархом был Никон, затеявший реформы православной церкви. Ревнителей старых традиций, не принявших изменения, стали именовать старообрядцами и подвергать гонениям. Начиная с 1666 года на Руси вспыхнули многочисленные костры, на которых отправляли неверных. Противников сжигали, по сложившейся традиции, в деревянных срубах. Пожалуй, самым известным сожженным старообрядцем стал протопоп Аввакум, автор собственного жития.
Впрочем, зачастую староверы не ждали, пока на них обратят внимание никониане, и решали сжечь себя во имя истиной веры самостоятельно. Справедливости ради стоит отметить, что подобных костров было еще больше. Кстати, в юности со старообрядцами тесно общался Михаил Васильевич Ломоносов. Будущий ученый даже собирался участвовать в самосожжении, но по иронии судьбы опоздал и оказался на нужном месте лишь после того, как сруб уже догорел.