Как, по вашему мнению, должна вести себя дочь Папы Римского? Наверное, ей следует молиться днями и ночами, соблюдать монашеский образ жизни и помогать нищим и обездоленным? Как бы не так. Лукреция Борджиа, самая известная в истории наследница понтифика, никогда не отличалась излишним аскетизмом. Отравления, политические интриги, инцест и измены — вот что привлекало юного белокурого ангела. Впрочем, яблоко от яблони недалеко падает: ее отец, убийца и развратник, тоже мало соответствовал занимаемой должности.
Лукреция была внебрачной дочерью Папы Римского Александра VI, в миру известного как Родриго Борджиа, и его любовницы Ваноццы деи Катанеи, которая, судя по всему, была известной римской куртизанкой. Такое своеобразное происхождение не могло не наложить отпечаток на судьбу маленькой Лукреции. Девочка росла в атмосфере порока, причудливо переплетенного с духом католичества: ее отец тогда еще только строил церковную карьеру и был одним из папских кардиналов.
Моя попытка № 5
Девушка осталась в истории как живое воплощение развращенности и коварства. Однако непонятно, получала ли она удовольствие от подобного образа жизни, или он был навязан жестоким отцом и братьями. Известно, что Родриго Борджиа неоднократно использовал дочь для создания династических браков и присоединения к папским владениям новых земель. Происходило это так: Лукрецию выдавали замуж за представителя высшей европейской знати, а затем от несчастного муженька поспешно избавлялись. Лукреция была в браке трижды, и каждый из ее супругов в итоге оказывался у разбитого корыта. Ее первый муж, герцог Пезаро Джованни Сфорца, был вынужен публично «признаться» в импотенции и согласиться на развод с новоиспеченной женой (это разрешалось, если пара по вине одного из супругов не могла зачать ребенка), второй — герцог Бишелье Альфонсо Арагонский — был убит при странных обстоятельствах, а третий из несчастных мужей, принц Феррарский Альфонсо д’Эсте, хоть и остался в живых, но долгое время провел под усиливавшимся гнетом Ватикана, а в конце жизни заразился сифилисом от одного из партнеров (Альфонсо был бисексуалом).
Помимо трех замужеств у Лукреции было еще две несостоявшиеся помолвки. Дважды накануне свадьбы отец девушки внезапно передумывал и без объяснения причин разрывал договоренность о браке. Ходили слухи, что Родриго Борджиа желал приберечь юную дочурку для удовлетворения собственных плотских потребностей.
Интересно, что во время затяжного развода с Джованни Сфорца Лукреции на заседании папской комиссии пришлось клясться, что она не только не состояла в интимной близости с мужем, но и вовсе была чиста и непорочна, как Святая Дева. Наверное, слова Лукреции могли бы показаться правдой, если бы не одно маленькое обстоятельство: девушка на тот момент была беременна и клятву произносила, стоя перед комиссией с огромным пузом. И современники, и многие историки считали, что папашей невесть откуда взявшегося ребенка был или родной брат Лукреции Чезаре Борджиа, или же ее собственный отец, он же Папа Римский.
Здесь якобы покоится Лукреция, на деле ж — Таис,
Александру — дочь, и невестка, и жена.Якопо Саннадзаро
Таинственная кантарелла
Борджиа славились привычкой расправляться с политическими противниками при помощи ядов. Известно, что у демонической семейки даже был свой «ядовитый» рецепт — их фирменное зелье называлось кантареллой. Страшный яд в течение суток провоцировал мучительную смерть жертвы. Согласно легендам, это отравляющее средство изготавливали из переработанных внутренних органов свиньи, которые посыпали мышьяком. После таких манипуляций странную смесь высушивали в течение нескольких месяцев, а затем растирали. Получался порошок, который легко можно было перепутать с сахаром. Секрет приготовления яда таинственным образом удалось раскрыть лекарю императора Карла VI.
Главным исполнителем чудовищных отравлений принято считать Лукрецию. Александр VI устраивал в своем замке приемы для знати, на которые приглашал в числе прочих и тех, кто тем или иным образом перешел ему дорогу. Во время таких мероприятий между столами гостей проходила дочурка Папы Римского, здоровалась с гостями и осторожно подсыпала им в вино и пищу ядовитое снадобье. Как же девушке удавалось остаться незамеченной? Дело в том, что у семьи Борджиа был особый секрет: они хранили яд в специально разработанных для этого кольцах, которые внутри были пустыми. Можно было лишь аккуратно сместить небольшую задвижку, и противник был повержен.
Также жертве могли подарить роскошный перстень, внутри которого на самом деле был заключен яд. Когда обладатель кольца надевал украшение, в его плоть впивалась маленькая иголочка, по которой зелье вливалось в тело врага Папы. Не трудно догадаться, что вскоре у Александра VI и его дочери становилось на одного противника меньше. Впрочем, существуют и другие мнения. Например, историк Леарко Андало, специалист по семье Борджиа, говорил, что Лукреция «пала жертвой пера историков» и на деле никогда в жизни не участвовала ни в одном убийстве, а всегда была крайне набожной и скромной особой.