Свершилось! Католики всего мира сегодня ликуют! Папа Римский Франциск 4 сентября 2016 года причислил католическую монахиню мать Терезу Калькуттскую к лику святых Римско-католической церкви. Торжественная церемония канонизации основательницы женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви» прошла, как и положено, в Ватикане в присутствии десятков тысяч христиан. Ее намеренно провели в канун 19-й годовщины со дня смерти монахини, которая почила 5 сентября 1997 года. Ватикан решил канонизировать блаженную мать Терезу после признания второго чуда, связанного с ее именем: Святые Отцы подтвердили, что 35-летний бразилец избавился от неизлечимой патологии головного мозга (глиобластомы) именно в результате ее небесного заступничества. С точки зрения науки это исцеление объяснить невозможно.
Впрочем, ее считали святой еще при жизни. В минувшем ХХ столетии мать Тереза стала самым ярким символом милосердия, гуманизма и пацифизма. Ею искренне восхищались, перед ней почтительно преклонялись, ее действительно боготворили. Ее имя давно стало нарицательным – наверняка вы, уважаемые читатели, слышали, как какого-нибудь сердобольного добряка в вашем окружении в шутку называли «матерью Терезой». Это происходит как-то автоматически – ее имя в таких случаях просто само слетает с губ. Даже у тех, кто толком и не знает, чем мать Тереза заслужила всенародную любовь и почитание. HistoryTime решил напомнить вам об этом.
Агнес Гондже Бояджиу появилась на свет 27 августа 1910 года в Скопье, столице Македонии, в состоятельной албанской семье. Примечательно, что родители Агнес были католиками – большая редкость в преимущественно мусульманской албанской среде. Будущая святая с детства выделялась доброжелательностью, отзывчивостью и дисциплинированностью. Она постоянно посещала католический храм, пела в церковном хоре. В 14 лет Агнес лишилась отца, однако ее мать Драна продолжала мужественно заботиться не только о своих троих детях, но и о многочисленных соседях, которые оказались на краю бедности после Первой мировой войны. Пример материнской стойкости произвел на Агнес большое впечатление.
Много позже житие матери Терезы частенько представляли в живых картинах послушницы созданного ею ордена. Эффектнее других получалась сцена, во время которой 17-летняя Агнес просит благословения матери стать монахиней и отправиться с христианской миссией в Калькутту. Расстроенная мать колебалась сутки, но все же дала благословение и отпустила дочь. Больше они никогда не виделись. Лазарь, старший брат Агнес, получавший военное образование в Вене, счел это странное решение сестры девичьей глупостью. В ответ девушка ему заметила:
«Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира».
26 сентября 1928 года Агнес Бояджиу выехала поездом в Загреб. Оттуда через всю Европу добралась до ирландского монастыря сестер ордена Лорето, где всего за пару месяцев ей предстояло пройти курс английского. Далее на пароходе через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан с гуманитарной миссией в нищую Калькутту отправилась уже не Агнес, а сестра Тереза – имя по время пострига было выбрано в честь известной святой Терезы из Лизьё. При себе у молодой монахини был скудный багаж и скверный английский, зато безграничная любовь к ближнему, ко всякому хорошему человеку, а кто он — христианин, мусульманин, иудей – для нее было не так уж важно.
В Калькутте сестра Тереза в течение 16 лет работала преподавателем в школах при монастыре ордена Лорето – учила местных детей истории и природоведению. В 1937 году сестра Тереза приняла монашеские обеты и стала называться матерью. Община ее просто обожала. Но вскоре неожиданно для всех она покинула монастырь – как оказалось, мать Тереза получила от Рима позволение стать вольной монахиней. Летом 1948 года облачившись в дешевое сари, она навсегда покинула родную сестринскую обитель, чтобы погрузиться в нищету индийских трущоб – помогать бедным, живя среди них. При себе у нее были только пять рупий и твердое намерение исполнить свою миссию до конца. Позже она рассказывала, что на этот шаг ее подвиг ужасный эпизод: мать Тереза однажды увидела, как тяжело большую, заживо гниющую облаченную в лохмотья женщину привез на тачке к городской больнице маленький сын и оставил у входа. Но умирающей отказали в медицинской помощи.
«Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: ‘Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле’. Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помогла ей. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость».
Днями напролет голодная монахиня скиталась вместе со страждущими по улицам Калькутты, питаясь на жалкое подаяние. Она организовала «школу» прямо на свалке, где собирались нищие, учила детей правилам гигиены, азбуке. А потом стаскивала под импровизированный навес умирающих бездомных и держала их за руку, провожая в последний путь. Вскоре молва о блаженной монахине дошла до местных властей. Как это ни странно, они сочли ее миссию полезной и предложили помещение: так в здании, где ранее содержался жертвенный скот, был основан знаменитый Nirmal Hriday — дом для умирающих в Калькутте. Вскоре у Терезы появилась первая помощница — бенгалка Субхасисни Даш. А вслед за ней, в 1949 году, к монахине примкнули еще 11 последовательниц. Это удивительно, но их действительно было 12 — как и суждено для благого начинания. Уже спустя год Орден милосердия матери Терезы был признан Римом. Заметьте, это единственный католический орден, который был основан в XX веке.
Хотите знать, что значит быть членом этого Ордена? Это бесконечный личностный тренинг любви к ближнему с перерывами на непосильную работу. Самую грязную работу — убирать, мыть, стирать, бинтовать, проявлять чудеса терпения, выносливости и отсутствия брезгливости (омерзительных ран прокаженных сестры ордена касаются без перчаток). Еще и самую опасную работу – часто приходится действовать под огнестрельным огнем (как, скажем, в Белфасте или в Эфиопии). Многие и не такое совершали, скажите вы! Согласны! Но трудность состоит в том, как при всем этом самому не только не утратить, но еще и зарядить радостной бодростью ближнего и страждущего. В этом и состоит любовь члена Ордена «Сёстры Миссионерки Любви». У одного корреспондента, присутствовавшего во время процесса ухаживания матери Терезы за умирающими, как-то вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов!» Она ответила: «За миллион и я бы не сделала. Только бесплатно. Из любви к Христу».
Именно с деятельностью Ордена «Сестры Миссионерки Любви» связывают главные заслуги матери Терезы. Под ее патронажем сначала в Индии, а потом и по всему свету были организованы приюты, больницы, хосписы, школы для сирот. При жизни будущей святой было построено несколько сотен учреждений для помощи нуждающимся более чем в 100 государствах планеты. За свою гуманитарную и благотворительную миссию мать Тереза была удостоена многих наград: от Высшей государственной награды Индии и Премии за прогресс в религии до самой престижной – Нобелевской премии мира. Обладательницей нобелевки монахиня стала в 1979 году с формулировкой: «Как утверждающая мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства». Таким образом Агнес стала одной из 16 женщин, получивших Нобелевскую премию мира за всю ее историю.
Матери Терезе еще при жизни выдалось стать лицом пацифизма. «Я никогда не пойду на митинг против войны, но обязательно пойду на митинг за мир», — говорила монахиня. Именно благодаря ей стали известны на весь мир «парадоксальные заповеди» 19-летнего студента Гарварда Кента Кейта. Листок с этими моральными правилами она прикрепила на патронируемый детский дом, и они разлетелись по всему свету:
- Люди часто нелогичны, неразумны, самолюбивы. Всё равно люби их.
- Если ты делаешь добро, тебя обвинят в скрытом эгоизме. Всё равно делай добро.
- Если ты добьёшься успеха, то наживёшь фальшивых друзей и настоящих врагов. Всё равно добивайся успеха.
- Добро, которое ты сделаешь сегодня, завтра же могут забыть. Всё равно делай добро.
- Честность и откровенность делают тебя беззащитным. Всё равно будь честным и откровенным.
- В твоей великой голове могут быть великие идеи, но её может легко раскроить топором любой безмозглый глупец. Всё равно мысли масштабно.
- Людей умиляют маленькие собачки, но тянут их за собой большие собаки. Всё равно не давай в обиду даже мосек.
- То, что ты строил годами, могут разрушить в одну ночь. Всё равно строй.
- Людям и вправду нужна помощь, но, если ты протянешь им руку помощи, они могут её укусить. Всё равно помогай людям.
- Ты сделаешь всё, что можешь, и получишь в зубы. Всё равно делай всё, что можешь.
Мать Тереза стала одним из самых популярных и узнаваемых лиц католицизма в XX веке – ее гуманитарная деятельность обеспечили ей высочайший авторитет не только среди верующих, но и далеких от религии людей. В Индии она доказала, что проказа — это вовсе не проклятие Господне, а просто болезнь, которую можно и нужно лечить. А в Нью-Йорк монахиня прибыла в 1985-м, в самый разгар истерии в связи с эпидемией СПИДа. Мать Тереза лично встречалась с инфицированными и убедила власти открыть для них приют. Не удивительно, что многие в шутку поговаривали, что она даже могла бы посоперничать в популярности с самим понтификом, если бы на Святой Престол можно было взойти путем демократических выборов.
13 марта 1997 года мать Тереза в связи с тяжелой болезнью (сердечная недостаточность) сложила с себя обязанности главы своего Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. В 2003 году, спустя шесть лет после смерти, мать Тереза была причислена Римско-Католической церковью к лику блаженных. Этого звания ее удостоил Иоанн Павел II. К этому времени «Сёстры Миссионерки Любви» включали 5000 монахинь и более 700 обителей в 120 стране мира.