Сексуальные запреты и разрешения – одна из любимейших тем всех времен. Во все периоды истории человечества священнослужители и мыслители извели тонны глины, километры бумаги, чтобы объяснить неразумному люду, как, где и с кем. А в темные Средние века лейтмотив половых запретов был чуть ли не главным. Хотите просвещения по-средневековски? Тогда читайте дальше.
Церковь предписывала жене во время полового акта с супругом вести себя тихо и спокойно, не издавать никаких звуков, даже лишний раз не шевелиться. Стоит ли говорить о том, что ночные рубашки снимать во время сего «постыдного процесса» было запрещено?
До сих пор гуляет легенда о том, что однажды муж, вернувшийся ночью с охоты домой, отправился в спальню жены, исполнять, так сказать, супружеский свой долг. Он не заметил ничего необычного: благоверная была спокойна и тиха, как обычно. И лишь наутро обнаружилось, что супруга мертва, причем умерла она еще до прихода мужа. Эта история дошла до ушей самого Папы Римского, после чего понтифик все-таки издал указ, разрешающий женщинам изредка подавать признаки жизни во время соития.
Церковь вообще очень жестко контролировала все «нижепоясные» действия народа. Все виды секса, кроме самого традиционного, обзывались блудом. А блуд, как нам известно, из старых учебников истории, наказывался весьма строго – отлучением от церкви и даже смертной казнью.
Но Средневековье не было бы таким двусмысленным, если те же самые контролеры-священники не интересовались в крайней степени интимной стороной жизни человека. Подзуживаемые интересом к постельной жизни мирян, они исписали километры бумаги, в мельчайших подробностях описывая сексуальные опыты народа.
Так, например, именно из этих трудов мы узнали обо всех таинствах куртуазной любви. Церковь утверждала, что любовь и секс – вещи, не пересекающиеся ни в одной плоскости. Разделяя эти два понятия, она разрешала демонстрировать любовную заинтересованность, при этом совершенно табуировала заинтересованность сексуальную. Куртуазная любовь – это взаимная заинтересованность между рыцарем (конечно, весьма благородным) и прекрасной дамой (конечно, недоступной). Причем даме не возбранялось быть замужем за кем-то иным, самое главное – открыто не демонстрировать ответных чувств к рыцарю. Но вот легкие намеки делать было можно. Какая, однако, целомудренность.
Но слишком утопической кажется мысль о том, что лишь истинная вера удерживала мужчин «в рамках» собственных штанов. Конечно, нельзя отрицать и примесь корыстного. Верность супругов друг другу была единственным гарантом того, что дети дворянина действительно от него. История знает случай, связанный с французским королем Филиппом. Истово следящий за чистотой крови, король уличил трех своих дочерей в связях с собственными же вассалами. Несмотря на отцовские чувства, он хладнокровно заточил двоих из них в монастыри, а третью собственноручно убил. Придворных, которые совратили дочерей, казнили прилюдно.
Забавна градация «грешности» сексуальных поз в Средневековье. Так, теологи того времени полагали, что по греховности позы выстраиваются в таком порядке:
- Миссионерская
- На боку
- Сидя
- Стоя
- Сзади
Официальная церковь не отрицала лишь первую, миссионерскую, позу. И то, думается нам, дай им волю, запретили бы и эту. Но заниматься сексом надо было хоть как-то, поэтому, видимо, богоугодной признали только бы ее. Все остальные позиции считались «морально сомнительными», но религией осуждались достаточно мягко. Скорее всего, причина подобной терпимости скрывается в том, что знать, с каждым днем все сильнее и сильнее жиревшая на беспрерывных пирах, просто физически не могла заниматься сексом в позе, угодной богу.
А вот с гомосексуализмом ответ был один: содомии – бой! Ну да, а как же тогда выживали монахи в монастырях? Видимо, и тогда действовал вечный принцип «не пойман – не вор». Ведь в XII-XIII-м веках педерасты массово жглись на святых кострах. Нетерпимая церковь пачками вешала одну половину содомитов, а вторую морила голодом и пытала самыми изощренными способами. Все эти действия совершались под предлогом изгнания демонов и искупления грехов. Интересно, никто не думал, что с точки зрения христианства то, что совершала церковь было еще большим грехом, чем мужеложство?
В «голубизне» уличили знаменитого короля Ричарда I, которого мы знаем под звучным прозвищем «Львиное сердце». Причем не просто в содомии, а еще и в инцесте – поговаривали, что на момент встречи с будущей женой он предавался весьма недвусмысленным удовольствиям с собственным братом. А во время визитов во Францию «ел с одной тарелки» с королем Филиппом II, с которым «спал в одной постели и имел страстную любовь».
Как это иронично: простому люду нельзя, а королю, получается, можно?
Удивительно, что время «чистой и непорочной Европы» — это время процветания… проституции. Да-да, первая древнейшая широко развернулась именно во времена Средневековья. Господа священнослужители совсем не запрещали жриц любви. Более того – проституция была честной профессией. За нее не казнили, не упекали в монастырь – ничего. По сути, своим молчанием церковь одобряла проституток.
Сексуальные товарно-денежные отношения были не просто приемлемыми, их считали путем предотвращения супружеской неверности. Кроме того, это был законный способ избавить жену от «грязи» половых отношений. Фома Аквинский писал в одном из своих трудов:
Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество.
При допустимости проституции церковь не давала официального разрешения на контрацепцию. Считалось, что «защищенный секс» — это неестественный процесс, ведь половые отношения задуманы богом для зачатия и рождения детей.
Двусмысленность понятий, неопределенность и даже противоречивость действий – вот она, средневековая Европа. Хотя, возможно, время было такое темное, а оттого и люди не могли определиться в собственных предпочтениях.