Вы — феминист(ка). Можете открещиваться от этого сколько угодно, но факт останется фактом. Возмущены? Не верите? HistoryTime готов доказать вам это. Давайте вместе окунемся в историю одного из самых скандальных женских движений.
«Все женщины и мужчины созданы равными» — с таким провокационным названием прошел первый съезд феминисток в американском городке Сенека-Фоллз в 1848-м году. Этот момент считается ключевым в истории движения феминизма, ведь именно тогда женщины, наконец, заговорили в полный голос. Члены съезда единогласно утвердили документ с романтичным названием «Декларация чувств». Тем не менее, несмотря на легкость формулировки, декларация затрагивала важные сферы жизни: право женщины самостоятельно выбирать профессию, получать образование, уравнивала права женщин и мужчин в вопросах собственности и брака.
Общественность удивило то, что некоторые мужчины поддержали движение. Так, английский философ Джон Милль в своей работе «Подчинение женщин» писал:
Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию.
Важным моментом в истории феминизма является суфражизм (от англ. «право голоса»). Эммелин Панкхерст, основательница движения суфражисток, в своих обращениях к миру просила устранить надоевший до зубовного скрежета сексизм, который с течением лет пророс во все сферы британского общества. «Организация в защиту общественных и политических прав женщин», которую Панкхерст в 1903-м, совсем скоро насчитывала 5 тысяч членов.
И все же общество было еще не готово к резким переменам. Суфражистки пачками начали подвергаться арестам. Сестры по движению ответили на такую жестокость единственно доступным протестом – голодовкой. Многие серьезно подорвали здоровье, отстаивая свои права.
И лишь этот шаг стал толчком для того, чтобы люди все-таки разглядели в существовавшей законодательной системе неоправданную суровость. Английский парламент, наконец, принял несколько законов, делающих жизнь женщин немного свободнее. Но самое главное – суфражистки получили свое: дамы смогли голосовать на местных выборах.
Добившись избирательного права, женщины не остановились. Еще слишком много прав оставалось до сих пор закрыто для них. Теперь леди сосредоточили свое внимание на достижении юридического и социального равенства. Кроме того, они утверждали, что культуру разного рода и политику невозможно представить в отрыве друг от друга. Знаменитый лозунг публицистки Кэрол Ханиш отвечал всем веяниям того времени:
Личное – это политическое!
Даже в середине XX века многие до конца так и не восприняли слабый пол как равный сильному. Многие находили совершенно бессмысленное подтверждение своему мнению, мол, главное качество всех дочерей Евы – женственность, а это значит, что заниматься они должны исключительно женскими делами, а также, конечно, угождать мужчине. На волне таких размышлений американская писательница Бетти Фридан в 1963-м году выпустила книгу «Загадка женственности», в которой крайне жестко раскритиковала все бытующие на тот момент мнения о женщинах. В свойственной ей ироничной манере, она разбивала в прах одну теорию за другой:
… они научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей.
Публикуя некролог Фридан, «The New York Times» писали:
Загадка женственности… дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединённых Штатах и других странах мира… многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века.
И лишь к середине 60-х (и во многом благодаря книге Бетти Фридан) появилось выражение «освобождение женщин». Несмотря на то, что люди заговорили об этом в 1964-м году, пресса позволила себе такую вольность только через два года – в 1966-м.
Вы можете себе представить, что новый подъем феминизма случился совсем недавно – в начале 90-х? Тогда американские активистки движения мобилизовали все силы, чтобы устранить последствия ошибок, совершенных тридцатью годами ранее. И лейтмотивом этого периода, отвечая всем тенденциям лихого времени, звучала сексуальность. Именно сексуальность феминистки уходящего века называли главным инструментом раскрепощения женщин. Они настаивали на том, чтобы само понятие пола стало вторичным, ведь какая разница, кто с кем спит – женщина с мужчиной или женщина с женщиной.
Это же направление подхватили и современные феминистки. Удивительно, но даже через двадцать лет вопросы женской сексуальной свободы остаются актуальными и вызывают огромный резонанс. Но, конечно, нынешние феминистки не зациклены исключительно на отстаивании права иметь половые отношения с желаемым партнером. Феминистско-суфражистская мысль углубилась и начала затрагивать тему недопустимости насилия и сексуального рабства, отрицания расизма и сексизма.
По сути, любая женщина, считающая себя сильной, так или иначе, является феминисткой. И всякий мужчина, признающий самостоятельность дамы — феминист. Современное общество настолько уравняло два пола – сильный и слабый, – что буквально каждый сейчас может причислить себя к этому многомиллионному движению. А вы?