Знаменитые советские фантасты, представители целого культурного класса «шестидесятников», братья со звучной интересной фамилией, наверное, не предполагали, что их творчество в последующие десятилетия будут отождествлять со свободой и демократией в современном западно-либеральном понимании этих терминов. Ещё меньше шансов предположить, что Аркадий и Борис Стругацкие причисляли себя к либералам и диссидентам. Но потомкам виднее и они, потомки эти, посовещавшись немного, состряпали ставший уже историческим миф о братьях Стругацких — советских либералах. Основание для такого мифа простое: а вы почитайте внимательнее, и вам всё станет понятно.
Внимательное прочтение (регулярное перечитывание) самых разных произведений братьев-фантастов приводит к совершенно иным выводам. Творчество Стругацких многогранно и многофункционально: есть, чему поучиться, с чем поспорить и категорически не согласиться, но главное — есть в творчестве братьев настоящая свобода мысли, каковой современный либерал допустить никак не может. Мысль у Стругацких настолько свободна, что принимает самые разные формы: от восторженного коммунистического будущего до сурового реалистичного настоящего.
Сравните, допустим, произведения «Страна багровых туч» и «Хромая судьба». Подобный плюрализм мнений в отдельно взятой голове(ах) с точки зрения современной просто недопустим. Нельзя просто так взять и воспеть коммунистическую стройку да ещё и межпланетных масштабах. В то же самое время недопустимо критиковать тоталитарное мышление на бытовом и государственном уровне, если уж взялся воспевать стройку. Стругацкие могли себе это позволить.
Разумеется, Стругацкие, как и положено писателям, стояли на позициях некоторого культурного протеста, характерного для их эпохи в целом. Советские фантасты видели и отмечали существенные недостатки советской системы, умело зашифровывая свои наблюдения в повестях и романах. Хотя до сих пор находятся оригиналы, обвиняющие Стругацких в соглашательстве и конформизме, забывая добавить что их конформизм стоял и стоит в произвелениях рядом с протестом, а это уже плюрализм, чего современный либерал российского разлива не может себе позволить.