Ушедшие на покой после службы в Эрмитаже коты выберут себе президента. Об этом ТАСС сообщила ветеринарный врач бывших питомцев галереи, директор Музея кошки в Санкт-Петербурге Анна Кондратьева. По ее словам, на высокий пост есть пять претендентов, каждый из них символизирует значимый проект по улучшению жизни кошек в городе на Неве.
Голосование пройдет 16 сентября в филиале Музея кошки — котокафе «Республика кошек», где коты живут после окончания службы в Эрмитаже. Процедура состоит из двух туров, первый из которых уже состоялся: в нем посетители проголосовали за лучший, по их мнению, проект. Во втором туре участвуют сами животные. «Перед портретом каждого из кандидатов в «президенты» будут установлены миски с сухим кормом, и победителем станет тот, чья миска привлечет больше всего «избирателей», — объяснила Кондратьева.
История эрмитажных котов
Далеко не все знают, что у главного петербургского музея помимо картин и скульптур есть еще одна оригинальная достопримечательность – эрмитажные коты или эрмики, как их ласково называют сотрудники Эрмитажа. В редкий для Питера солнечный денек, оказавшись в самом начале улочки Миллионной, за витыми чугунными воротами гость города может увидеть с десяток возлежащих в изысканной позе кошек, причем каждая в ошейнике. Именно благодаря бесстрашным эрмикам Зимний Дворец вот уже 300 лет не знает, что такое набеги гвардии Мышиного Короля и осада Крысиного Императора.
Эрмитажные коты, подобно тауэрским воронам, давно стали культурным достоянием Северной столицы. Каждому четырелапому охраннику Эрмитажа (а их сейчас около 60-ти) полагается противоблошный ошейник и имя. Поначалу котам присваивали имена знаменитых художников и скульпторов, чьи произведения размещены в музее. После перешли на наименования стран мира, потом стали давать клички в честь американских и индийских штатов.
Первое письменное подтверждение постоянной эрмитажной прописки котов относят к Елизаветинским временам. Императрица собственноручно подписала «Указ о высылке ко двору котов», предписывающий «сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору Ея Императорского Величества». При Екатерине котов стали называть «зимнедворскими», причем тут-же каждой особи был присвоен подобающий ранг и «положение в обществе». Коты высшей касты, приближенные к царской особе, именовались «комнатными». Они были всегда сыты, ухожены, спали в корзинах для дров и служили дополнительным декором императорских палат. Особо выдающиеся «комнатные» котейки составляли достойную конкуренцию левретке, сэру Томасу Андерсону, любимцу ее Величества. Те, кому не выпала честь быть допущенным к императорскому телу, именовались «надворными». Этим котам полагалось обитать в подвалах и двориках Зимнего дворца и защищать его от всякого рода грызунов. Кормили их также очень справно.
А вот в блокаду эрмиков постигла участь остальных ленинградских котов — их поголовно съели. В самое голодное время за кота на рынке можно было выторговать целое состояние, буханку хлеба! Поэтому во времена Великой Отечественной войны Эрмитаж был наводнен полчищами крыс и мышей. Сразу по окончании осады Ленинграда в город из центральных регионов пригнали два эшелона с кошками. Сразу же у вагонов выстроилась огромная очередь. С грызунами следовало бороться не только в музеях, поэтому драгоценная мурка досталась не всем. Но в Эрмитаж коты-крысоловы попали сразу по особой разнарядке. Новобранцам пришлось поначалу несладко. Это была битва титанов, о которой слагались легенды. Старые сотрудники музея до сих пор вспоминают о них.
Современные эрмитажные коты ни в чем не уступают легендарным титанам или императорским «комнатным». Следует отметить, что работники музея даже позаботились о том, чтобы обезопасить «эрмиков», выставив на парковке знак «Осторожно кошки!». Удачная идея, ставшая достопримечательностью местного масштаба в особенности для детворы. Стоит отметить, что хвостатых охранников привечают во многих музеях мира. Но вряд ли какой другой котище, кроме эрмитажного, может козырять:
- личным ветеринаром,
- пресс-секретарем,
- персональным праздником.
Поначалу сотрудники музея с каждой зарплаты выделяли посильную сумму на уход и питание кошачьего охранного войска. Потом содержанию котов подключились волонтеры, среди которых оказались люди с образованием ветеринара. Сейчас в подвальных помещениях выделено место, где готовят котам еду и ухаживают за ними. Все коты кастрированы и привиты, у каждого есть свое спальное место, мисочка для еды. При необходимости котам полагается медицинское обслуживание в ведущих ветклиниках города.