Глава Центризбиркома Элла Памфилова огласила предварительные итоги голосования после обработки 97% бюллетеней по выборам в Госдуму, прошедшим накануне, 18 сентября. По ее словам, «Единая Россия» получает 343 места в Госдуме нового созыва, КПРФ получает 42 мандата, ЛДПР — 39, «Справедливая Россия» — 23. В общей сложности в Госдуму проходят шесть партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», по одному одномандатнику от «Гражданской платформы» и партии «Родина», а также один независимый кандидат.
Кроме того, пишет Интерфакс, «Единая Россия» получает 140 мест по федеральному округу и побеждает в 203 одномандатных округах. Результат КПРФ — 35 мест по спискам и победа в семи одномандатных округах, сообщили в Центризбиркоме. ЛДПР получает 39 мест по федеральному округу и пять одномандатников, «Справедливая Россия» — 16 мест по списку и семь по одномандатным округам. По одномандатным округам по одному мандату у партии «Родина» и у «Гражданской платформы», еще один мандат у самовыдвиженца.
История выборов в России
Если вы думаете, что выборы — это современное изобретение, то спешим вас разуверить: эта процедура даже в нашей стране (не самой демократической, что уж скрывать) берет начало еще с Новгородской феодальной республики XII-XV веков. Именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Территориально город был поделен на 5 участков, в каждом из которых было свое собрание-вече, где решались различные повседневные вопросы. Избирались должностные лица — староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Тогда же сложились демократические традиции российских выборов: альтернативность, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.
В XVI -XVII веках выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получают юридическое оформление. Так, в 1497 году был принят общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI веке были учреждены новые органы самоуправления — губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.
В XVI — XVII веках выборные функции были переданы Земским соборам — они объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц. Но главное, именно они избирали царей. Так, например, в 1598 году был избран на царство Борис Годунов, в 1606-ом — Василий Шуйский, а в 1613 году — Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией.
В XIX веке прошла очередная избирательного права и наделение избирательными правами широких слоев населения. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборахдопускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.
По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы — городские Думы — получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет.
Революционные события 1905-1907 годов заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 года был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались политические свободы. Вместе с тем, в российском избирательном праве все еще отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни.
Февральская революция 1917 года положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.
С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.