Если вы в ранней юности увлекались историческими романами Александра Дюма, то наверняка встречали в нескольких его произведениях таинственного персонажа — узника в железной маске. Этот образ использовали и другие литераторы: например, Виктор Гюго в пьесе «Близнецы» и Альфред де Виньи в поэме «Тюрьма». Кто же он, загадочный заключенный, чье лицо было скрыто ото всех железной личиной? Существовал ли он на самом деле, или же эта драматическая история — лишь мрачная легенда?
О биографии настоящего узника сохранилось крайне мало сведений. Почти вся информация о нем, которой владеет современная наука, основана преимущественно на домыслах, мифах и слухах. Достоверно известно только то, что события разворачивались в эпоху правления Людовика XIV, прославившегося как «Король-солнце», и что заключенному был присвоен личный номер 64389000. Также мы знаем, что узник в течение жизни содержался в нескольких крепостях, одной из которых стала знаменитая парижская тюрьма Бастилия — там человек в маске пребывал с 1698 года. Достоверно известен день смерти «Железной маски» — это произошло 19 ноября 1703-его. Дата рождения же покрыта мраком: ученые лишь предполагают, что заключенный появился на свет в 40-х годах XVII века. На этом в списке достоверных фактов можно поставить точку.
Самые ранние сведения о «Железной маске» относятся к 1745 году. Именно в этом году в Амстердаме была издана книга «Тайные записки по истории персидского двора», согласно которой под металлической личиной скрывался внебрачный сын Людовика XIV и его любовницы Луизы де Лавальер. Если верить этой теории, бастард Людовик Бурбонский ударил по лицу своего единокровного брата, наследника королевского престола Людовика Великого Дофина. За этот проступок незаконнорожденный сын государя и был заточен в крепости. Маска же понадобилась, чтобы никто из охраны не узнал узника и не проболтался, что в заключении содержится лицо королевской крови. Эта интересная история опровергается фактами: Людовик Бурбонский умер от болезни в 1683 году в юном возрасте (ему было 16 лет), в то время как «Железная маска» отправился в мир иной в 1703.
В 1769 году появились данные от иезуита Гриффе. Сведения, сообщенные им, считаются достоверными. Гриффе на протяжении девяти лет служил духовником в Бастилии, поэтому получил доступ к документам главной парижской тюрьмы. Иезуит изучил список умерших и дневник бастильского королевского лейтенанта. Благодаря этим источникам он обнаружил, что узник был перевезен в Париж с острова Святой Маргариты 19 сентября 1698 года. Интересно, что лицо заключенного скрывала отнюдь не железная, а бархатная маска, которая в народном творчестве модернизировалась и стала металлической.
Вскоре после публикации сведений, обнаруженных Гриффе, к теме «Железной маски» обратился Вольтер. Он витиевато сообщил, что знает гораздо больше, чем иезуит из Бастилии, однако вынужден молчать. Доподлинно неизвестно, действительно ли писатель владел какой-то тайной информацией, или же он просто блефовал.
Затем сообщения о личности «Железной маски» начали появляться буквально одно за другим. Сейчас список персон, отождествляемых с таинственным узником, достигает пятидесяти пунктов. И это лишь по самым приблизительным подсчетам. Одной из основных теорий является животрепещущая версия, согласно которой под маской (как мы выяснили, все-таки бархатной) скрывался брат-близнец Людовика XIV Великого. Если верить легенде, рассказанной аббатом Суляви, в семье короля Людовика XIII произошло великое событие: супруга подарила государю не одного наследника, а сразу двоих. Однако королю Франции было предсказано, что второй принц принесет множество бед своей стране. Тогда Людовик XIII приказал спрятать одного из сыновей в далекой крепости и воспитать его вдали ото всех. Когда после восхождения на престол «Король-солнце» узнал о существовании брата, то приказал надеть на него маску: ведь мужчины были близнецами, и личность таинственного узника вскоре бы раскрылась.
Эта версия как раз и была обыграна в литературных произведениях Виктора Гюго и Александра Дюма. Также близнеца Людовика XIV мы встречаем в кинофильме режиссера Рэндалла Уоллеса «Человек в железной маске». В картине, вышедшей на большие экраны в 1998 году, хрестоматийная история была доведена буквально до абсурда. Из фильма мы узнаем, что отцом Людовика и Филиппа (так по сюжету звали его брата-узника) на самом деле был Д’Артаньян. Также оказывается, что Филипп — единственная надежда Франции на расцвет и возрождение, поэтому бравые мушкетеры освобождают его из тюрьмы, а на место «Железной маски» помещают Людовика. Справедливости ради отметим, что данная версия развития событий родилась не в больном воображении сценаристов, а была обозначена бароном Глейхеном в «Мемуарах» 1847 года. Разумеется, без участия Д’Артаньяна.
Существуют и другие теории. Например, кто-то из исследователей пришел к выводу, что под маской прятали старшего брата Людовика XIV, а не его близнеца, другие же считали, что в заточении находился настоящий отец короля. Наиболее экстравагантной можно назвать версию, согласно которой таинственным узником был… драматург Мольер. В конце XIX века появились предположения, будто комедиограф так опостылел королю своими острыми пьесами, что тот приказал сослать Мольера в крепость и скрыть его лицо под маской.