На этой неделе в СМИ был широко растиражирован монолог бывшего афериста Алексея, который в прошлом промышлял мошенничеством во «ВКонтакте». Он рассказал о нескольких схемах обмана, опробованных им и его сообщниками на пользователях социальной сети, пишет Medialeaks. Алексей утверждает, что два года назад прекратил участвовать в аферах, а заговорил для того, чтобы предостеречь обычных людей от подобных схем.
Одна из самых популярных схем связана с магией. Псевдоэкстрасенс создает на стене приветственный пост и рассылает его по сообществам «ВКонтакте», связанным с магией и эзотерикой, и распространяет его на форуме через подставных авторов отзывов. Охотники за чужими деньгами также находят своих жертв в многочисленных сообществах с предложениями займов и кредитов. Алексей говорит, что несколько раз успешно использовал эту схему и не попался. Мошенники также маскируются под сотрудников МВД, которые за деньги предлагают преступникам помочь снять обвинение или смягчить наказание. Чтобы жертва не могла его вычислить, Алексей использовал системы шифрования IP-адресов.
Самые популярные виды мошенничества во «ВКонтакте»
1. Сетевой экстрасенс
Одна из самых популярных схем мошенничества во «ВКонтакте» связана с магией и эзотерикой. Злоумышленники создают в социальной сети фейковые аккаунты участников телевизионного шоу «Битва экстрасенсов», выбирая только непопулярных участников, у которых нет собственного сайта и страниц в соцсетях. Затем псевдомедиум публикует на стене приветливый пост, содержащий информацию об «экстрасенсе» и его волшебных способностях, и распространяет его по тематическим сообществам соцсети или сторонним форумам под видом клиентов, довольных услугами ясновидца. Для пущей правдоподобности шарлатаны украшают страницу грозными предупреждениями о возможном обмане со стороны ненастоящих экстрасенсов.
В случае обращения потенциального клиента «ясновидящий» внимательно изучает его профиль и, исходя из полученной информации, отвечает на вопросы. В перечень услуг сетевых экстрасенсов входят различные обряды, среди которых сглаз, порча и приворот. Их стоимость варьируется от одной до пяти тысяч рублей. Когда клиент интересуется, проведен ли заветный ритуал, ложный экстрасенс просто отписывается, что выполнил услугу.
2. Кредиты должникам и безработным
Во «ВКонтакте» существует множество сообществ, в которых нуждающиеся в деньгах ищут кредиторов. Этим охотно пользуются мошенники. Через фейковые страницы, оформленные фотографиями с дорогими авто и цитатами успешных людей, они выходят на жертву, предлагая взаймы некоторую сумму.
Получив согласие, мошенник выманивает из доверчивого юзера около 2,5 тысяч рублей, ссылаясь на обязательную проверку кредитной истории, которая, ко всеобщему удивлению, оказывается неудовлетворительной. Сердобольный «кредитор» предлагает отчаявшемуся пользователю немного подделать кредитную историю, таким образом вытягивая из кошелька жертвы еще 10 тысяч рублей.
3. Шантаж порнографического содержания
Некоторые злоумышленники не стесняются идти на шантаж. Рассчитывая на то, что пользователь дорожит своей репутацией, вымогатели отправляют ему фотографии порнографического содержания с якобы его участием. За молчание требуют несколько тысяч рублей.
«У меня пытались выманить деньги подобным образом. В личку пришло сообщение с текстом «Не пытайся вести диалог, я не буду с тобой ничего обсуждать! У меня есть фото с твоим участием! Если ты не хочешь, чтобы эти фото увидели твои друзья, тебе нужно отправить мне шесть тысяч рублей. На оплату у тебя есть 48 часов!» и несколько картинок порнографического содержания с моим «мастерски» приклеенным с помощью фотошопа лицом», — рассказал один из пользователей.
По словам «пострадавшего», он совершенно не понимает, чем руководствовался шантажист, посылая ему настолько компрометирующие фотоснимки.
4. «Но деньги вперед!»
Чаще всего простодушные пользователи страдают от покупок в фейковых онлайн-магазинах на базе «ВКонтакте», предлагающих широкий выбор самых разнообразных товаров — от одежды и обуви до бытовых приборов и компьютерной техники. «Все оригинальные товары в наличии, предоплата 100%», — гласят статусы подобных сообществ, намекая на то, что товар пользователь сможет потрогать только после внесения определенной суммы. Что же заставляет людей без всяких гарантий отдавать деньги совершенно незнакомым людям? По словам одного из пользователей «ВКонтакте», попавшегося на уловку злоумышленников, в первую очередь юзеров привлекает скромная ценовая политика магазинов, во вторую — дружелюбные и общительные сотрудники, в третью — яркие фотографии и красочные описания товаров. Что отторгает пользователей — так это то, что после оплаты товара общительные продавцы превращаются в крайне молчаливых, склонных добавлять в черный список всех подряд, особенно недавних покупателей.