В мире огромное количество интересных и увлекательных снимков. В этот раз редакция HistoryTime решила затронуть в своем обзоре сферу развлечений. Как вы думаете, что изображено на фото? Наверное, юные акробатки готовятся к своему первому выступлению. Или, быть может, это первые в мире женщины-морячки? Нет и нет. Это кадр одного из первых в мире фильмов — «Путешествие на Луну».
Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без кинотеатров, дисков, фильмов онлайн. А ведь когда-то люди были лишены всего этого великолепия. Совсем юные наши читатели, наверное, и не знают это чувство – когда бежишь за новым фильмом в прокат кассет. Даже видеомагнитофоны были далеко не у всех.
Представляете, как тяжко приходилось людям до появления массового кинопроката? Самые первые фильмы были черно-белыми, беззвучными и развлекательными их можно назвать с большим трудом. Впрочем, само их появление было огромнейшим шагом для начинавшего зарождаться мира кино.
Видимо, примерно так же думал и Жорж Мельес – новоиспеченный поклонник киноиндустрии. Он первым стал экспериментировать со спецэффектами, старался сделать фильмы как можно более увлекательными. Сегодня его имя принадлежит к почетному числу основоположников мирового кинематографа.
В числе первых он попал на знаменитое короткометражное кино братьев Люмьер – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». Именно эта лента считается первым официальным фильмом.
Мельес мгновенно «загорелся» идеей создания фильмов, поэтому не раз просил братьев продать ему камеру-проектор. Получив многократный отказ, Жорж Мельес сумел приобрести необходимое оборудование английского производства и начал свои великие эксперименты. Будущего режиссера интересовало в новом деле все: он искал способы создания спецэффектов, снимал постановочные сюжеты, разбирался с декорациями.
Одной из любопытнейших его работ является кинокартина «Путешествие на луну», 1902 год. Этот фильм можно с уверенностью назвать первой научно-фантастической работой в киноиндустрии. Фильм частично повторяет сюжет известных романов: «Из пушки на Луну» Жюля Верна и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. Мельес собственноручно написал сценарий к фильму, подобрал актерскую труппу. Фильм снимался в его частной студии, оборудованной в поместье в Монтрё. Длится этот шедевр французского кинематографа практически 14 минут.
Сюжет фильма довольно прост. Ученые спорят о возможности путешествия на Луну, затем снаряжают экспедицию. С помощью выстрела из пушки они попадают на поверхность Луны, обследуют ее. Затем вся команда ракеты попадает в плен к обитателям планеты – селенитам. Отбившись от них с помощью зонтиков, ученые решают вернуться на Землю. Вместо ровного и гладкого приземления ракета попадает в океан, но команде удается поднять ее со дна и успешно вернуться домой. Вернувшихся ученых радостно встречают жители нашей планеты.
Что интересно – последний фрагмент со встречей команды и праздничным парадом долгое время считался утерянным. В 2002 году на родине режиссера, во Франции, был обнаружен конечный фрагмент короткометражного фильма. Полная копия фильма не только содержала недостающий фрагмент, но еще и была раскрашена вручную. Правда, пленка была очень плохого качества, потребовалась долгая и грамотная реставрация.
Кстати, Франции тех лет уже было знакомо понятие ремейка – в 1908 году по мотивам картины Мельеса его современник, Сегундо де Шомон, снял фильм под названием «Экскурсия на Луну».
«Путешествие на Луну» считается одним из самых известных фильмов Жоржа Мельеса. Интересно, сколько всего кинолент создал родоначальник научно-фантастических фильмов? Специалисты называют очень разные цифры – от тысячи до четырех.
Редакция HistoryTime очень благодарна Жоржу Мельесу за его такой нелегкий, но любопытный труд в мире кино.