Знаете ли вы, что слово «импрессионизм» изначально считалось пренебрежительным и даже обидным, а Клод Моне писал картины в фиолетовых тонах вовсе не потому, что ему так хотелось? Об этих и других неожиданных фактах из биографии французского живописца вы прочитаете в новом материале HistoryTime.
Юные годы маленького Клода прошли в бедности и праздных шатаниях по Гавру, городку к Нормандии. Школу неусидчивый Моне воспринимал как колонию строгого режима, поэтому всеми правдами и неправдами отлынивал от уроков. Даже если Клоду все-таки приходилось посещать занятия, он делал на них вовсе не то, что нужно: Моне рисовал карикатуры на учителей на тетрадных обложках. Вскоре забавные изображения принесли мальчику городскую славу: весь Гавр только и говорил о его карикатурном таланте. Клоду даже начали поступать заказы. Будущий импрессионист не стал скромничать и назначил за свои художественные труды довольно высокую оплату – 20 франков за один шарж.
Однако и этих денег не хватало на безбедное существование, поэтому Моне пришлось на время отложить карандаши и бумагу и устроиться на должность посыльного. Впрочем, вскоре начинающему художнику существенно подфартило: он от скуки решил поучаствовать в лотерее и выиграл… сто тысяч франков! Нехилая сумма позволила Клоду оставить опостылевшую работу и уехать в Париж, чтобы профессионально заняться живописью.
В 1860-х годах Моне познакомился с Камиллой Донсьё. Сначала девушка стала натурщицей художника, а затем его законной супругой и единственной Музой. Все, абсолютно все женские образы на полотнах гениального импрессиониста списаны именно с этой женщины. Невероятно, но даже для картины «Женщины в саду» позировала одна лишь Камилла, хотя на холсте мы видим четырех разных дам. Ненаглядная супруга живописца скончалась в совсем молодом возрасте: Донсьё умерла в 32 года, не справившись с тяжелой формой туберкулеза. Безутешный супруг, пытаясь выразить все бескрайние чувства и невероятную боль от потери Музы, написал последний ее портрет, посмертный. Картина считается одним из лучших полотен Моне, вершиной его творчества.
В Париже Клод познакомился с Эдуардом Мане. До сих пор многие любители искусства блуждают в трех соснах и путают одного импрессиониста с другим: и фамилии у живописцев похожи, и жили они в одно время в одном месте, и даже творили в рамках одного направления. Наибольшие проблемы вызывает полотно «Завтрак на траве». Вопрос на засыпку: кто же все-таки написал это произведение искусства, Моне или Мане? Вы удивитесь, но картина с таким названием есть в арсенале и одного, и другого живописца. Причем первым был именно Эдуард, а Клод несколькими годами позже вдохновился выбранным им сюжетом.
Картины Клода Моне известны, в первую очередь, необычной цветовой гаммой. На его полотнах можно встретить все оттенки фиолетового: лиловый, фиалковый, аметистовый… Оказывается, живописец действительно видел мир в таких тонах. В 1912 году художник перенес две сложные операции на глаза из-за прогрессирующей катаракты и лишился хрусталика. Вмешательство прошло успешно, и развитие страшного заболевания остановилось, однако Моне обрел уникальную способность. Глаза живописца начали улавливать ультрафиолетовые волны, поэтому его восприятие белых объектов стало совсем не таким, как у среднестатистического человека. Например, большинству людей кувшинки и лилии кажутся белыми, а импрессионист после операции начал видеть их в фиолетовых тонах, поэтому и изобразил цветы на знаменитом полотне «Водные лилии» весьма своеобразно.
Со словом «импрессионизм» также связана интересная история. 15 апреля 1874 года на парижском бульваре Капуцинок Моне, Ренуар, Дега, Сезанн и другие близкие им по духу художники развернули выставку под открытым небом. Все полотна объединяло то, что мастера попытались отразить на полотне мгновение, впечатление, нечто эфемерное и легко разрушимое. Центром экспозиции стало творение Клода Моне, подписанное как «Impression, soleil levant», что на русский язык можно перевести как «Впечатление. Восход солнца».
Организованную живописцами инсталляцию посетил Луи Леруа, известный французский репортер. Журналиста не впечатлили новаторские произведения малоизвестных художников, и он написал разгромную статью, в которой язвительно окрестил молодых живописцев «импрессионистами» — это слово Леруа как раз позаимствовал из названия картины Моне. По его мнению, направление, выбранное мастерами, не имело право на существование и вскоре должно было исчезнуть за ненадобностью. Однако оказалось, что репортер ошибся: художники становились все более и более успешными, а пренебрежительное словечко «импрессионисты» вскоре утратило негативный оттенок и навеки закрепилось в искусствоведческой терминологии.
Спустя много лет после смерти Камиллы Клод женился во второй раз, однако и этот брак длился недолго: художник пережил жену Алису Ошеде на полтора десятилетия. Моне скончался в весьма почтенном возрасте (незадолго до смерти ему исполнилось 86 лет). Прощание с художником было очень простым и скромным. На похороны гениального живописца пришло не более 50 человек.