Президент России, кроме того, одобрил введение уголовной ответственности за агрессивные действия в отношении экипажа самолета. «Давно пора было это сделать», — сказал Путин на встрече с гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым. По словам последнего, внутренний «черный список» авиакомпании уже состоит из 3090 человек. «Люди становятся всё жёстче, ответственность у них только административная, очень низкая. Мы приводим в пример западное законодательство — европейское, американское: там не просто огромные штрафы — там за такие действия, те увечья, которые они доставляют нашим кабинным экипажам, тюремные сроки до 20 лет», — цитирует interfax.ru Савельева.
Глава компании предложил «перевести административную ответственность по определенным рамкам в уголовную, поднять штраф до 500 тысяч рублей». «Разрешите нам, как и всем авиакомпаниям Европы, иметь на борту средства сдерживания: это пластиковые наручники и ремни, потому что мы связываем нарушителей пледами. Считаю, что такие меры — возможность на реализацию «черных списков» — позволят привести в чувство пассажиров, когда мы им будем отказывать в перевозке, как делают наши иностранные коллеги, примерно на пять лет», — сказал Савельев.
Авиадебоширов призвать к ответственности
Дебоши туристов на борту самолета не редкость. Заливать аэрофобию алкоголем и чудить на борту традиция отнюдь не русская, а вполне интернациональная. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), только за период с 2010 по 2013 годы произошло 20 тысяч инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах. Это самые разнообразные проступки: от физического насилия до невыполнения законных указаний экипажа. Наиболее частая причина дебошей на борту алкогольное опьянение. Представители российских авиакомпаний также подтверждают, что число подобных неприятностей немалое по статистике Аэрофлота, ЧП с участием буйных пассажиров происходят достаточно часто, в среднем на их рейсах набирается до 400 случаев в год.
Как правило, авиакомпании подобных пассажиров запоминают и заносят в черные списки официальные или внутреннего пользования. Подобным образом прославившемуся пассажиру может угрожать отказ в покупке билета и даже недопуск на рейс при его наличии.
Что может стать причиной внесения в черный список? Обобщенно им может стать любой, произошедший по вине пассажира инцидент в аэропорту или на борту, который авиакомпания сочтет угрозой безопасности полета, жизни и здоровью других лиц. Кстати, неуместным поведением сотрудники авиакомпании могут счесть не только явный дебош, угрозы или, например, попытку покурить в туалете отказ пристегнуть ремни или попытка проникнуть в кабину пилотов тоже могут обернуться санкциями.
Отметим, что дебоширам награда светит и сразу по факту, причем в некоторых странах весьма весомая. В США дебоширы могут поплатиться суммой от $10 000 до $25 000. А за попытку вмешательства в работу экипажа пассажира могут посадить в тюрьму на срок до 20 лет. В Японии буйство на борту обойдется в штраф, эквивалентный $4800. А зарвавшийся пассажир в Австралии может получить удар электрошокером там проводникам разрешено их применять официально. В России дебоши на борту квалифицируются как хулиганство, за которое также полагается штраф. Напомним, самым известный дебошир саратовский бизнесмен Сергей Кабалов, устроивший скандал с дракой на рейсе в Хургаду авиакомпании Когалымавиа в 2013 году, был приговорен к заключению на три с половиной года и 400 000 руб. штрафа, так как не только оскорблял бортпроводника, но и угрожал угнать самолет.
Как правило попадание в черный список карается невозможностью летать самолетами данной авиакомпании (или всего альянса, в который данная авиакомпания входит). Хотя истории известны случаи и бессрочного запрета. Такой, со стороны Air Canada заработал пассажир Гийом Бутин, который был внесен в черный лист навсегда за то, что, опоздав на рейс, вел себя агрессивно и некорректно в разговоре с сотрудниками в аэропорту.
Что касается российских перевозчиков, то законодательного права официально вести черные списки они официально пока не имеют (возможно, сегодняшний разговор с президентом изменит ситуацию). Однако неофициальные досье на дебоширов перевозчики ведут и проштрафившимся туристам может быть отказано в рейсе. По словам представителей компаний, список выполняет в первую очередь предупредительную функцию в экипаж рейса, куда купил билет потенциальный дебошир, отправляются более сильные бортпроводники. Увы, в рамках действующего законодательства отказать таким пассажирам в последующей перевозке авиакомпания не имеет права. Однако, если поведение пассажира создает угрозу безопасности полета, ему бывает отказано в перевозке.