«Восточный континент лежит как покорная девушка в руках немецкого бога войны», — докладывали Гитлеру в 41-м первые ошеломительные итоги операции «Барбаросса». Но залихватская, тщательно спланированная «молниеносная война» стала роковой ошибкой фюрера.
Операция «Барбаросса» (гиперссылка на первую часть) была активизирована: три неумолимые немецкие армии блицкрига беспардонно вклинивались в порядки советских войск.
Столкнувшись лицом к лицу с результатом своей безумной политики, Сталин запаниковал. Пока остальные хоть как то пытались разобраться в обстановке, он отдал приказ о контрнаступлении на всех фронтах. Когда начали поступать первые сведения о катастрофе, которой он сам способствовал, Сталин был подавлен. Дорога к светлому коммунизму потеряна, казалось, навсегда.
Самым большим шоком для русского командования стало то, что немецкое наступление проходило без поддержки артиллерии. Войска просто прорывали оборону. Советское руководство предполагало, что в первые дни конфликта придется вести встречные бои, потом будут крупные приграничные сражения, и только затем начнется настоящая война. Но на деле уже через двое суток колонны группы армий «Север» подходили к линии.
В начале войны подготовка войск СССР была ужасной. Механики и водители танков имели малый опыт, уровень боевой подготовки оставался крайне низким. Командование бронетанковых войск тоже слабо подготовлено. Только к 1942-43 годам в армии наконец осознали, что для успешного выполнения поставленных задач экипажи танков должны быть хорошо обучены.
Приступив к реализации плана «Барбаросса» две танковые группы армии «Центр» обошли огромное количество растерянных советских войск в районе Белостока, а затем ринулись дальше к Минску. Усовершенствованная техника блицкрига и линии танков стали неожиданными для русского командования. Доклады военного штаба в первые 48 часов ясно показывают, что контроль над ситуацией был утрачен, царил хаос. Командование не знало, где войска и что происходит. Генеральный штаб путался в сведениях и даже не везде мог определить направления главных ударов. Только продвижение группы армии юг удалось задержать, но на северо-западе и западе был полный провал. Сталин поступал как обычно: он снимал командующих с должностей и расстреливал их.
На фронте клинья немецких танковых дивизий пронзали плохо организованную оборону. Танковые группы пробили опасные бреши в советской линии фронта, разбивая силы Красной Армии на изолированные части. В ходе дальнейшего наступления немецкие дивизии замыкали эти котлы. Танковые атаки были настолько мощными и эффективными, что некоторые котлы оказались просто гигантских размеров. До 15 советских дивизий попали в окружение. Их безжалостно уничтожали, принуждая сдаться. Сотни тысяч военнопленных, тысячи танков и орудий попали в руки врага.
За неделю боевых действий обескровлены десятки русских дивизий. Операция «Барбаросса» оправдывалась: немецкие войска продвинулись к Москве на 300 километров. Группой армий «Север» были захвачены столица Латвии Рига, Прибалтика. Лишь на юге армии незначительно продвинулись в направлении Львова.
На земле царил хаос. Самолеты люфтваффе разрушали дороги в тылу советских войск. Многие командиры в отчаянии взывали о помощи. Немецкие войска уничтожали неорганизованные части русской армии, пытавшиеся контратаковать согласно приказу Сталина. Других за попытку оставить позиции расстреливали собственные заградительные батальоны.
К 3 июля пограничные сражения были окончены. Операция «Барбаросса» продвинула фашистов по всему фронту от Западной Двины на севере до Днепра на юге. Немецкие генералы потирали руки: война с Советским союзом выиграна всего лишь за 14 дней. Но германская разведка сильно недооценила резервы, которыми располагала Россия. Численность Красной Армии была велика, хотя ее вооружение устарело морально и физически, особенно это касалось танков и самолетов. Положение со средствами связи являлось просто катастрофическим для маневренных боевых действий. Тем не менее, Красная Армия должна была начать эффективно вести войну, чтобы защитить свою страну и перехватить инициативу. Выходит, что в соотношении занимаемых рубежей, танков, самолетов и средств связи силы русских не выдерживали никакого сравнения с противником.
Армия вторжения прорвалась через дезорганизованную оборону и быстро продвигалась вперед. Повторялись хорошо отработанные приемы блицкрига, советский щит разлетался как пыль на ветру. Количество пленных было таким огромным, что казалось невероятным. Масштабы разрушений ужасали.
В то время как оглушительные вести об успехе операции «Барбаросса» распространялись по всему миру, даже в самой Германии начинали зарождаться сомнения. Не все немецкие военные праздновали победу. Генерал Хайнц Гудериан был обеспокоен. Он прекрасно понимал, что основой блицкрига является сосредоточение больших сил на малом участке для достижения единственной цели. Этим уже пренебрегли. Там, где армии должны соединяться, они расходились. По ходу наступлений все группы армий все больше отдалялись друг от друга.
Обычно безрассудный Гитлер не допускал и мысли, что его бесценная операция «Барбаросса» имеет изъяны. Он предложил танковым войскам, требующим соединений, компромисс: вернуться к более традиционной стратегии захватов.
Когда планы полного уничтожения сил СССР провалились, Гитлер решил сосредоточиться на экономически ценных нефтяных месторождениях на юге страны. К смятению Гудериана, он был отстранен от осуществления своего плана быстрого захвата Москвы. Взятие русской столицы стало бы глубоким психологическим шоком для жителей советской страны. Вместо этого Гудериан получил приказ повернуть на юг на Украину. Его дивизии вели успешные бои, но момент, когда решалась судьба операции «Барбаросса», был упущен.
В это время немецкие войска встретились с еще одним столь же неприятным сюрпризом: в битву вступают новые русские танки Т-34. Впервые они появились в сражении под Вязьмой. Танки прорвались через порядки седьмой пехотной дивизии и буквально смяли орудия. Этот инцидент сильно подорвал дух пехоты. Так началось то, что впоследствии назвали танковый террор. Т-34 – танки, которые выиграли Вторую мировую войну. Они были прочными и простыми в производстве. Русские начали выпускать их в таких количествах, что немцы ничего не могли им противопоставить. Массовый танк не обязан быть лучшим в мире, но во многих отношениях Т-34 весьма хорош: широкие гусеницы, лаконичная конструкция, сильная броневая защита, скорость, надежность, маневренность, огневая мощь. В 1941 году тридцатьчетверки были практически неуязвимы для штатных противотанковых средств пехоты.
Вопреки ожиданиям, операция «Барбаросса» провалилась. Россия не была побеждена. К концу августа мобилизовано 5,3 миллиона человек. Сталин снова появился на публике и выступил с обращением к народу. Он взывал к чувству патриотизма и духу сопротивления нации. На этот раз советские люди узнали правду. Сталин лично возглавил руководство Красной Армией. Предвоенное благодушие, которое он сам поощрял, теперь нужно было быстро развеять.