Я пишу себя, потому что много времени
провожу в одиночестве и потому что являюсь
той темой, которую знаю лучше всего.
Густые черные брови, сросшиеся на переносице, по-цыгански цветастые юбки и нескончаемые автопортреты — вот, пожалуй, и все, что обыватель знает о Фриде Кало. Раскрепощенная бисексуалка с огромным количеством вредных привычек, она всегда была показательно весела. Между тем, судьба этой художницы невероятно трагична. В своих картинах она пыталась познать себя, но ей так и не удалось это сделать. HistoryTime предлагает вам взглянуть по ту сторону ее полотен.
Фрида появилась на свет в пригороде Мехико 6 июля 1907-го года. Позже она документально поменяла год своего рождения на 1910-й, ведь именно тогда в Мексике началась революция.
Отец художницы был немецким евреем, а в матери в равных долях смешивалась мексиканская и индейская кровь. Наверное, такая буйная смесь и определила характер маленькой Фриды.
Она была бойцом с самого детства. В шесть лет малышка переболела полиомиелитом, это спинномозговой паралич, вызванный инфекцией. Детская болезнь потом постоянно напоминала о себе: Фрида всю жизнь хромала. Ее правая нога совершенно высохла и укоротилась на несколько сантиметров. Сверстники дразнили Кало «деревянной ногой», а она, пытаясь доказать всем, а самое главное — себе, что может продолжить жить дальше, гоняла мяч с мальчиками, плавала и занималась боксом.
Лишь только Фриде исполнилось 15 лет, ее приняли в лучшую подготовительную школу, где девушка решила изучать медицину. К этому моменту она уже начала писать картины, но относилась к «художеству» достаточно прохладно — мол, лишь бы руки занять. Это продолжалось до 1923-го года: пока Кало не повстречала художника Диего Риверу.
Ривера поразил девушку своей статью, тогда как ему она показалась нескладной и даже странной. Да и было, почему! Представьте, что вокруг вас вьется странная мексиканка в национальном костюме, которая всем и каждому твердит, что именно вы когда-нибудь женитесь на ней?
Русская пословица утверждает, что нет худа без добра. В разрезе судьбы Фриды Кало это звучит почти кощунственно, но при этом правдиво. Роман Фриды и Диего разыгрался на фоне настоящей трагедии: в 1925-м году художница попала в автокатастрофу. Автобус, в котором ехала девушка, врезался в трамвай. Стальной прут проткнул матку Фриды и раздробил тазобедренную кость. Кроме того, были переломаны позвоночник и ребра. Врачи буквально собирали мексиканку по кусочкам: Кало перенесла более тридцати операций. В первый год она была прикована к постели. От безделья и безысходности девушка попросила соорудить ей специальный подрамник, чтобы она могла писать картины лежа. Через некоторое время она встала на ноги, но кисти и краски уже не бросала никогда.
Во время реабилитации Диего буквально не отходил от постели художницы. Пытаясь отвлечь девушку от невыносимой боли, он учил ее принципам художественной композиции, тому, как правильно смешивать краски… Фрида говорила, что осталась в живых именно благодаря поддержке Риверы.
Вскоре сбылось то, во что верила Кало: Диего предложил ей выйти за него замуж. В 1929-м году случилась свадьба этих двух художников. Ривера был на 11 лет старше своей новоиспеченной супруги.
Их брак можно было бы назвать счастливым с очень большой натяжкой. В Диего кипела горячая кровь, одной женщины ему было крайне мало. При любой возможности он изменял жене, да и та, в свою очередь, не оставалась в долгу. Кало, посмеиваясь, говорила:
В моей жизни было две аварии: одна — автомобильная, другая — это Диего.
Вскоре Риверу пригласили работать в Штаты. Кало, скрепя сердце, отправилась вслед за мужем прочь из любимой Мексики. Америка, ущемляющая права низших слоев общества, повергла в
шок патриотичную мексиканку. Фрида еще раз убедилась в стремлении пропагандировать свою национальную культуру. Вернувшись на родину, она с усиленным рвением принялась коллекционировать предметы народного творчества. Кроме того, с тех пор женщина начала постоянно носить национальные костюмы. Вдобавок ко всему, цветастые пышные юбки прикрывали главный недостаток художницы — усохшую в детстве ногу.
В 1937-м году жизнь Кало сделала новый непредсказуемый виток: в ее судьбе появился еще один мужчина. Им стал советский революционер Лев Давыдович Троцкий.
Троцкий потерял голову, увидев мексиканскую художницу. Темпераментная Кало, в свою очередь, вдохновилась коммунистическими идеями основателя Коминтерна. Роман развивался бурно и стремительно — до тех пор, пока в него не вмешалась жена Льва Давыдовича. Ревнивая супруга тут же увезла мужа подальше от страстной экзотичной любовницы.
1939-й год стал расцветом в карьере художницы. Ее полотна начали выставлять в Европе, а одно из них даже приобрел Лувр. В то же время обострились старые травмы: боль облегчали только наркотики, к которым пристрастилась Кало. Первое время кокаиновое забытье спасало от реальных страданий, но вскоре перестало. Фриде потребовалась срочная операция.
В течение 1950-го женщине вновь сделали несколько операций на позвоночнике, а вскоре ампутировали больную ногу. Теперь она навсегда была прикована к инвалидной коляске.
Кало очень тяжело переживала этот период, что, конечно, отразилось на ее творчестве. Картины того времени отличались от прочих. Автопортреты буквально сочились мрачной суровостью: полное отсутствие улыбки на плотно сжатых губах, хмуро насупленные брови, серьезное лицо.
Она умерла через 4 года после роковой операции — 13 июля 1954-го года. Официальной причиной смерти было названо воспаление легких, но существовала и другая версия. Близкие знакомые Фриды утверждали, что она попросту не смогла выдержать своей беспомощности и намеренно приняла ударную дозу наркотиков. Правда это или вымысел сейчас неизвестно.