Что это за страшное существо, разрывающее младенца на части? Его глаза безумны, а чрево ненасытно… В картине так изобразил свое душевное состояние один из главных художников XIX века — Франсиско Гойя. Но может, в картине есть двойное дно? HistoryTime раскрыл все тайны самого мрачного полотна испанского художника.
В творчестве Франсиско Гойи изредка появлялись пугающие полотна, но цикл «Мрачные картины», без сомнения, побил все рекорды. Холст «Сатурн, пожирающий своего сына» входит в него.
Сюжет картины рассказывает зрителю классическую историю из древнегреческой мифологии. Старая легенда гласила, что однажды Уран, отец всех титанов, предсказал Кроносу, что того свергнут собственные дети. Не хотел терять власть могущественный титан, а потому задумал кровавую расправу. Не стал он покорно ждать исполнения предначертанного… Только его жена, Рея, рожала младенца, как хладнокровный Кронос пожирал его, пока новорожденный не успевал закричать. Вскоре бездушный правитель настолько очерствел душой, что не задумываясь, проглатывал своих сыновей целиком! Рея не смогла выдержать такого горя, решила она пойти на обман, чтобы сохранить хотя бы одну невинную жизнь. Своего новорожденного сына Зевса женщина повелела спрятать, а вместо него «на обед» кровожадному отцу подать камень, завернутый в пеленку… Кронос не заметил подмены и с легкостью проглотил булыжник вместе с одеялком, которым тот был обернут. Не знал он, что через несколько лет предсказанию Урана суждено сбыться…
История древних эллинов у Гойи переложена на римский мотив. Две эти древние мифологии были настолько похожи между собой, что в легендах и мифах римляне просто поменяли имена и названия. По крайней мере, многие так говорят. Так Кронос стал Сатурном и впоследствии именно под этим именем его образ вошел в коллекцию картин мрачного художника.
Несмотря на то, что картина называется «Сатурн, пожирающий своего сына», исследователи до сих пор спорят, создано ли это полотно по мотивам древней легенды. Многие считают, что это какое-то чудовище из воображения Гойи. Они объясняют это тем, что в мифе Кронос пожирал сыновей прямо в пеленках, тогда как на картине существо рвет на части живую плоть.
Технически, эта картина никогда не существовала в привычном нам смысле — на холсте. Гойя расписал так свой дом в начале XIX века. Современники говорили, что в то время художник был в глубокой депрессии: Испанская революция не дала никаких результатов, все надежды на светлое будущее рухнули. Можно представить, что творилось в душе классика, если картины являлись отражением его внутреннего состояния.
Дом был разрушен в начале XX века. Мир не увидел бы эту и многие другие фрески из цикла «Мрачные картины», если бы их не перенесли на холст. Однако сделал это далеко не Гойя. В конце XIX века Сальвадор Кубельс, испанский художник, решил сохранить для потомков наследие своего коллеги по цеху. Работа именно его кисти сейчас хранится в музее Прадо.