Многие знают Эдварда Мунка лишь по его инфернальным картинам, но никто не догадывается, что жизнь художника была не менее страшной, чем его полотна. Свое отчаяние он отразил в знаменитой картине «Крик». Многие исследователи утверждают, что «Крик» настолько переполнен негативными эмоциями, что смог притянуть в себя… Дьявола!
Мунк родился в 1863-м году в Норвегии. Когда мальчику было 5 лет, его мать умерла от туберкулеза. Спустя девять лет, умерла любимая сестра и самая близкая подруга будущего художника — Софья Мунк. Вскоре умер и брат Андреас. Эдвард остался опекуном младшей сестры… через несколько месяцев ей поставили диагноз «шизофрения».
Все пережитые трагедии не могли не наложить отпечаток на психику великого художника. В начале 90-х годов XIX века у Мунка диагностировали сильнейший нервный срыв. Эдварда заключили под строгий контроль врачей и лечили электрошоком. Электроды крепили ко всему телу, включая самые интимные зоны… Впоследствии Мунк панически боялся секса, ведь мысль о половом контакте ассоциировалась у него с болью от процедур. Эдвард так ни разу и не женился.
В больнице он начал писать свои сюрреалистические картины, в которых выражал весь ужас от пережитого. Одной из них стало знаменитое полотно «Крик», законченное в 1893-м году.
Вы, конечно, знаете, как она выглядит, даже если ни разу не слышали ее названия. Внимание зрителя на этом полотне привлекает фигура человека, лицо которого искажено отчаянным криком. Художник до примитива обезличил этого человека, чтобы на первый план вышли мощнейшие эмоции. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ ужаса.
Картина «Крик» в настоящий момент является самым дорогим полотном, когда-либо проданным на аукционе. 2-го мая 2012-го года «Крик» продали за 120 миллионов долларов. Это неудивительно, ведь с произведением связано огромное количество пугающих мифов и легенд.
В середине XX века музейный работник случайно уронил картину. Буквально через полчаса у мужчины началась ужасная головная боль. Надо отметить, что до этого случая он понятия не имел, что такое мигрень. Приступы невыносимой боли становились все чаще и все сильнее. Ни один врач не мог помочь бедняге: все в один голос твердили, что мужчина здоров. Несчастный не смог выдержать мучений и покончил с собой.
Через некоторое время картину вновь решили перевесить… Вновь рабочий музея уронил полотно. Через неделю мужчина попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга. Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо.
Многие исследователи всего иррационального в один голос твердят: такая «злобность» картины связана с тем, что в ней… живет сам Дьявол! Звучит странно, но разве есть другое объяснение таким смертям?