В этот день, ровно 75 лет назад, газеты всего мира разразились сенсацией. Первая полоса была украшена фотографией четы Цвейгов. Романтичную фотографию венчал пугающий заголовок: «Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг и его жена Шарлотта покончили с собой». Объективных причин для самоубийства у литератора не было. И тем удивительнее казалась эта смерть. Загадка гибели Стефана Цвейга и его супруги до сих пор так и не раскрыта…
Стефана Цвейга в писательской среде, посмеиваясь, называли настоящим баловнем судьбы. Самый успешный писатель Германии, чьи произведения переводились в сорока странах мира — шутка ли? Творческий кризис не коснулся литератора: казалось, творить он не прекращал даже во сне. Цвейг постоянно над чем-то работал и до самого последнего дня уделял писательству минимум пять часов в день.
Возможно, причиной самоубийства стали проблемы в личной жизни? Отнюдь. За три года до самоубийства Стефан женился. Здесь он словно повторил судьбу своего любимого Достоевского: женился на своей молоденькой секретарше. Шарлотта была на 27 лет младше супруга.
Главной причиной самоубийства писателя исследователи называют… Вторую мировую войну. Цвейг одним из первых почувствовал приближение агонии своей родной страны, Австрии. За 4 года до разразившейся в ней нацистской заразы литератор покинул родной дом. Страдания по потерянной отчизне явно видны в предсмертной записке классика:
После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью — личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше них.
Цвейг всегда был очень мягкой натурой. Интеллигентный, предельно вежливый, аккуратный и на сто процентов филантропичный — писатель во всем и везде видел только хорошее. Жуткая политика Гитлера и его свиты совершенно выбила Стефана и его семью из состояния равновесия. Каждый день он слушал радио, надеясь услышать, что эта глупая, жестокая и бессмысленная война прекратилась…
Утром 23-го февраля терпение кончилось. Шарлотта навела порядок в их доме в Рио-де-Жанейро, надела новое чистое платье. Стефан докурил последнюю сигару и написал последнее письмо. Пара выпила ударную дозу снотворного и… уснула навсегда.
Глядя на посмертное фото четы, сложно представить, что эти люди мертвы. Кажется, будто они просто прилегли отдохнуть после обеда. Шарлотта прильнула к плечу любимого супруга и нежно взяла его за руку. Стефан повернул голову к жене, желая поцеловать ее.
Так оборвалась жизнь одного из лучших писателей XX века.