Скажете, не задумываясь, в каком году основана Москва? Знаете, что сделали местные князья, чтобы она стала столицей? А что насчет Смутного времени — помните нюансы внешней экспансии? А почему на нас напал Наполеон в 1812-м? Ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?
Да, мы проходили это давно, мы не помним, мы не историки, а зачем мне это нужно? Нужно, необходимо, стыдно — как бы банально это ни звучало — не знать историю своего города. Стыдно, когда не можешь объяснить туристу, где находится французское посольство — Дом купца Игумнова. Ну ладно, хотя бы, как пройти к Третьяковской галерее.
Об “исторической сознательности” подрастающих задумались в Московском центре качества образования. Эксперты провели “историческую диагностику” в московских школах. Учащиеся 9-х и 10-х классов прошли проверку на знание отечественной истории. Вся штука в том, что ребята выполняли задания, не созвучные текущей программе. То есть их “прогнали” по темам, которые они уже проходили или которые выходят за рамки школьного курса.
И каков, вы думаете, результат? Оказалось, не всё так плохо, как это малюют. Половина “испытуемых” показала результат выше среднего, из них 14% выполнили работу на высоком уровне. “Внепрограммная осведомлённость” — отчасти заслуга городских проектов и олимпиад. Ведь задания олимпиад — именно “неурочные”, требующие дополнительных знаний и погружения. Соль проектов типа “Музеи. Парки. Усадьбы”, “Университетские субботы” и “Субботы мужества” в их метапредметности и наглядности. Здесь объединились усилия многих, вроде бы причастных к просвещению — вузов, колледжей, музеев, экспертов и учёных.
Зачем нам такие проверки и почему их должно быть больше? Затем, чтобы выяснить, понял ли ребёнок, что он в школе проходил, запомнил ли. Что сделала школа, чтобы увлечь ребёнка, чтобы он пошел в музей, читал книги, интересовался? Чтобы ребёнок понимал, что история, география, физика или литература — это не просто параграфы и рабочие тетради, это “взаимозависимые” науки. История неразрывно связана с географией, физика — с химией, астрономия — с математикой, геометрия — с черчением. На информатике можно вспомнить английский, на литературе — обсудить исторические темы. Ведь судьбы писателей и их героев — это исторические судьбы.