Как проходит ваше утро? Томное, полусонное полистывание новостной ленты на экране смартфона, разворот свежей газеты у соседа в метро, бормотание рабочего радиоприемника. Мы ругаем журналистов за то, что они слишком беспардонно врываются в нашу жизнь, но при этом сами радостно впускаем их в свое пространство. Однако мало кто знает, что внедрение в жизнь человека журналистики происходит уже давно. Об этом и расскажет HistoryTime.
На самом деле, то, что называется умным словом «медиаобразование» закладывается в человека еще в раннем детстве. Лучшие педагоги мира считают, что обучение ребенка воспринимать визуальные образы — важнейшая задача каждого родителя. Рисунки, фотографии, мультфильмы, кино — все это как бы «утрамбовывает» основу для маленького человека.
Не зря во все времена так любили «вшивать» пропаганду в кино! Особенно это получило распространение в нашей стране после революции 1917-го года. Но и за рубежом подобная практика использовалась с большим успехом. И здесь нельзя не затронуть классику агитационного кинематографа — фильм «Триумф воли». Его режиссером выступила известная Лени Рифеншталь, которая в 1935-м году сняла первую в истории документальную ленту, рассказывающую о великолепии Национал-социалистической рабочей партии Германии. Премьера состоялась в 1936-м году: гром зрительских аплодисментов не стихал четверть часа. Это ли не сила визуального образа?..
Отличительной особенностью пропаганды в нашей стране стало обилие разнообразных агитплакатов. В период до революции плакат играл значительную роль в агитационной политике, ярко подчеркивал политическую направленность того или иного сообщения. Кроме того, конечно, выполнял и рекламную роль, неся в массы информацию о работе разного рода предприятий, благотворительных сообществ. В своей книге «Русский плакат: вторая половина XIX — начало XX века» историк Н. И. Бабурина пишет:
Художественная афиша служила прежде всего рекламой того или иного мероприятия: кружечного сбора, вербного базара, вечера, подписки.
В жанре плаката работали многие гениальные русские художники, золотые руки русской живописи: В. и А. Васнецовы, К. Коровин, М. Врубель, В. Серов и другие. К примеру, кисти В.Васнецова принадлежат военные плакаты, в которых автор воплощает идею ярого патриотизма, опирающуюся на народные предания. В свою очередь, К.Коровин вдохновлялся в своих произведениях образом великого русского князя Дмитрия Донского.
Время расцвета Советского союза – это также и время расцвета жанра плаката. Этот вид рекламы широко использовался в целях агитации, пропаганды. Невероятное количество выдающихся деятелей искусства сделали свой неоценимый вклад в развитие данного типа рекламы. Дени, Маяковский, Кукрыниксы, Левин, Маршак – и это далеко не полный список творческих людей, работающих в жанре плаката.
Правильному созданию плакатов и афиш учили даже в высших учебных заведениях. К примеру, Полиграфический институт стал известен в том числе сильнейшей кафедрой плаката, среди преподавателей которой числился Д.Моор, автор знаменитого плаката «Ты записался добровольцем?»
А. Козлов напишет впоследствии во вводной статье к книге, которая посвящена Д. Моору:
Советский плакат был первым серьезным завоеванием пролетарского изобразительного искусства.
В годы Великой Отечественной войны плакат сыграл свою положительную роль в борьбе против фашистских захватчиков. В этот период работали такие известные художники, как Б. Ефимов (считавшийся, кстати, личным врагом Гитлера), Кукрыниксы Л. Голованов, В. Иванов, В. Корецкий, А. Кокорекин, И. Тоидзе, Д. Шмаринов и проч.
Плакаты Советском союзе развивались по-разному. Первая половина минувшего века считалась апогеем развития политических плакатов, но вторая половина – афиш кино, рекламы, театра, выставок, санитарно-просветительских и производственных мероприятий.
В 1974 году решением секретариата ЦК КПСС было создано специализированное издательство «Плакат», которое стало тиражировать не только идеологизированные работы, но и плакаты по другим темам. Кроме того, издательство стало известным тем, что периодически устраивало Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат.
Интересны архетипы советских плакатов, существенно отличающихся от западных. Как замечает Л. Школьник, «улыбка характерна лишь для 15% женских лиц в советском плакате, в то время как в образцах западной рекламы эта доля составляет 60%».
Если западные рекламисты в производстве плакатов опирались (и опираются) на мотивационную психологию потребителей, используя даже фрейдистские теории о затаенных биологических и сексуальных комплексах, то…
Продолжение следует…