Интересно, сколько современных ипохондриков смогло бы выжить в Средние века? Именно тогда абсурдность медицины достигла своего апогея. Об этом продолжает рассказывать наша редакция.
Стул с секретом
Для избавления пациентов от психических отклонений Раш придумал оригинальный и действенный, как ему наверняка казалось, аппарат, в буквальном смысле выдавливающий недуг из головы человека. Устройство представляло собой стул с ведром под сиденьем — предполагалось, что туда вместе с испражнениями и попадут все безумные мысли, которые удалось «выжать» из головы посредством специальной насадки, а чтобы человек не противился процедуре, его надёжно пристёгивали.
Надо сказать, эти и другие изобретения Бенджамина Раша часто применялись даже не в целях избавления от умственного расстройства, а чтобы наказать людей, которые оригинальностью своего мышления не укладывались в рамки «нормальности», например, отказывались ходить в церковь, избегали обращаться к врачам и не проявляли патриотических чувств. Позже он создал другой механизм для изгнания безумия — так называемый «гиратор», на котором пациента с огромной скоростью вращали, что по идее обеспечивало учащённое сердцебиение, прилив крови к мозгу и «как следствие» — улучшение психического состояния.
Кошачье фортепиано
Современник Бенджамина Раша немецкий психиатр Иоганн Христиан Рейль отличался ещё большей радикальностью и беспощадностью в борьбе с безумием пациентов. Например, он «усовершенствовал» гидротерапию ван Гельмонта, добавив в воду живых угрей: по его замыслу, ужас и отвращение, которые при этом испытывали пациенты, должны были помочь им изгнать из головы «плохие» и «нездоровые» мысли.
В стремлении завладеть вниманием больных или причинить им боль, чтобы «отвлечь» от сумасшествия, Рейль разработал и другие методы «шоковой терапии» вроде обжигания кожи пациентов раскалённым воском и мышей под стеклянной чашкой, расположенной на теле, но вершиной всех его методик, безусловно, следует считать «кошачье фортепиано».
Принцип действия механизма именно тот, о котором вы, скорее всего, подумали: хвосты животных фиксировали с помощью специального приспособления, а затем посредством нажатия на клавиши били по ним молоточками, заставляя кошек «звучать». Вероятно, какофония при этом была ужасная и достаточно шокирующая, но вряд ли она могла избавить пациента от психического заболевания.
Пересадка яичек
В начале XX-го века медицина, как и другие отрасли человеческого знания, переживала бурное развитие. Количество изобретаемых врачами революционных методик резко возросло, особенно это касается различных хирургических вмешательств. Волшебники скальпеля, например, активно экспериментировали с так называемой ксенотрансплантацией — пересадкой тканей и органов животных человеку.
Самые скандальные опыты такого рода проводил французский хирург русского происхождения Серж Воронофф (урождённый Самуил Абрамович Воронов), который сначала вживлял состоятельным, но сексуально немощным пациентам яички осуждённых на смерть преступников, чтобы подарить стареющим миллионерам радость секса, а затем, ввиду дороговизны и редкости донорского материала, вместо смертников начал использовать обезьян.
Эта, как сейчас говорят, инновационная методика быстро обрела безумную популярность: финансовые воротилы и прочие сильные мира сего (его пациентами были даже главы некоторых государств) тысячами обращались к Сержу за помощью, а вся медицинская общественность восторженно аплодировала смелому хирургу.
Надо сказать, сам хирург подчёркивал, что межвидовая пересадка яичек направлена главным образом на омоложение организма и не обещал, что сразу же после операции импотенты станут половыми гигантами, но вдохновлённых проблеском надежды на сексуальное благополучие мужчин это не останавливало.
Постепенно к чудо-хирургу стали обращаться не только жаждущие чуда, но и те, кто так его и не дождался — желанного омоложения, как и восстановления половых функций, не происходило, и под давлением скептически настроенной общественности Воронофф был вынужден прекратить эти операции.